После того как Индия 8 апреля закрыла перегрузочный центр в Калькутте, о чем мы писали ранее, Бангладеш активизировал использование собственного международного аэропорта в Дакке для экспортных авиаперевозок. Это вызвало рекордный рост тарифов: стоимость доставки грузов в Европу достигла 6,30–6,50 долларов за кг, а в США — до 8 долларов, тогда как в августе 2024 года ставка составляла 6,91 доллара. Для сравнения, тарифы в Калькутте — около 4 долларов, а на Мальдивах — 3,50 доллара.
Около 18% (600 тонн) всех экспортных авиаперевозок Бангладеш ранее проходили через индийские аэропорты. Закрытие транзитного маршрута резко увеличило нагрузку на Дакку, где инфраструктура для грузоперевозок ограничена. Дополнительно экспортеры оплачивают сборы за обработку (0,021 доллар/кг), сканирование (0,017 долларов/кг) и хранение ( 0,002 долларов/кг в день). Такие цены сегодня приводит портал Fibre2Fashion.
По данным Ассоциации производителей и экспортеров аксессуаров и упаковки для одежды, высокие аэропортовые сборы и стоимость авиационного топлива, превышающие среднемировые показатели, дополнительно ухудшают конкурентоспособность экспорта.
Экспортеры предупреждают: без срочного вмешательства и расширения мощностей стоимость доставки может удвоиться, что приведёт к удорожанию конечного продукта для потребителя.
Швейная промышленность является ключевым экспортным сектором Бангладеш, в котором работают сотни крупных фабрик и более 4 миллионов человек. Уже несколько десятилетий страна выполняет заказы ведущих европейских и американских брендов. Одежда из Бангладеш занимает около 60% рынка ЕС и до 40% рынка США, поставляется под марками Calvin Klein, H&M, Zara, Wrangler, Tesco, Target и других. Массовое размещение заказов в Бангладеш объясняется низкой себестоимостью производства и отлаженной системой текстильной логистики.
