← Таможня и ВЭД

Сильного восстановления импорта на Дальнем Востоке пока ждать не приходится

Начало года характеризуется серьезным спадом перевозки контейнерных грузов через Дальний Восток. Уровень падения к прошлогоднему объему генеральный директор ООО «Транзит» Александр Чевелюк оценивает за 4 месяца в 20%.

«Эта цифра более удручающая, нежели видим в официальных источниках. Многое зависит от методологии определения, но наши расчеты нас никогда не подводили», – сказал менеджер.

На отрицательную динамику влияет снижение уровня потребления в стране, проблемы в экономике, жесткая регуляторная политика Центробанка.

Во Владивостокском морском торговому порту (ВМТП) дают близкую оценку по импорту, снижение там оценивают в 19%. При этом в отличие от прошлого года через Дальний Восток растет контейнерный экспорт – примерно на 4%.

«Вьетнам, Корея, Япония [по импорту в Россию] не падают. Падает именно Китай», – уточнил директор филиала ООО «ФИТ» во Владивостоке Александр Руденко.

Однако если сравнивать с Дальневосточным бассейном Балтийский, то последний держится более стабильно. «Там как раз китайские объемы, поверили люди в сервис, не снижаются», – сказал А. Руденко.

Собственно внешнеторговый контейнерный поток не упал, он сохранился на прошлогоднем уровне, говорит коммерческий директор ПАО «ВМТП» Елена Казарина. Произошло перераспределение грузов в пользу Северо-Запада и АЧБ.

«Мы помним историю, когда Дальний Восток по долям [контейнероборота] был второй, а Балтика была первой. И сейчас мы возвращаемся опять к этой ситуации», – констатирует она.

По итогам января-апреля дальневосточные порты занимают 38% контейнерных перевозок (в 2024 году – 45%), а доля Балтийского бассейна выросла до 42%.

Через терминалы Дальнего Востока также сократился каботаж, снижение здесь составляет 5%.

«Именно покупательская способность отслеживается на каботажном направлении, – обратила внимание Е. Казарина. – Видим, что Сахалин, Магадан, Камчатка не потребляют больше, соответственно покупательская способность снижается, как и в целом по рынку».

Начальник Дальневосточной железной дороги Евгений Вейде рассчитывает, что оживление входящего потока контейнеров произойдет в июне-июле. Он заверил, что железнодорожники готовы к росту потока, в том числе с точки зрения наличия подвижного состава.

«Фитинги на сегодняшний день не являются дефицитными, как это было раньше», – сказал начальник ДВЖД.

Чтобы ситуация стабилизировалась, должны быть веские причины, в свою очередь считает А. Чевелюк.

«Факторы, которые бы указывали, что во II половине года ситуация изменится существенно в положительную сторону, не наблюдается», – резюмировал предприниматель. Впрочем, он не исключает сезонных оживлений в импортных перевозках.