Традиционные для последних лет поставки продукции уже не могут оставаться драйверами роста товарооборота.
«Если убрать энергетический фактор, почему выросла торговля? Потому что были созданы новые ниши для китайской продукции. Отсюда существенный рост поставок продукции машиностроения – традиционно в российском импорте из Китая превалировала именно такая продукция, – а последние несколько лет эта доля возросла, особенно по отдельным позициям, например, в части легковых, грузовых автомобилей, спецтехники. Но это временное явление. Если спросите, будет ли это долгосрочной точкой роста нашей торговли, [отвечу] – нет», – подчеркнул заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Груздев.
По его словам, в России уже происходит насыщение освободившихся ниш. А на следующем этапе произойдет качественное изменение структуры российско-китайских отношений и переход к производственной и технологической кооперации. Это ознаменует новую веху трансформации экономических отношений двух государств.
«Дальше успешны будут те, кто перейдет к полноценной промышленной и технологической кооперации. Здесь ничего уникального нет, ровно так [в свое время] развивал свою автомобильную промышленность Китай – от кооперации к развитию собственных компетенций и выходу вовне со своими технологиями», – добавил чиновник.
Иными словами, в выигрыше будут те инициативы, которые будут предполагать финансовую поддержку, инвестирование в совместное производство, технологический трансфер или совместное внедрение новых технологий. Здесь конкурентное преимущество России выражается в сильной инженерной школе, технологических наработках.
«У нас по-прежнему остаются ниши, где мы не конкурируем, где у России более сильные позиции или где Китай настолько впереди, что конкурировать не нужно. Задача также в том, чтобы найти эти взаимодополняемые ниши», – отметил А. Груздев.
