Правительство России решило не вводить дополнительные ограничения для экспортеров, касающиеся привлечения только отечественных транспортных компаний. В автомобильных перевозках доступ иностранных игроков из недружественных стран уже ограничен, и более 90% российских компаний работают с местными перевозчиками.
Однако участники рынка отмечают необходимость сотрудничества с зарубежными партнёрами, особенно в морском транспорте, где достижение полной независимости пока невозможно, передает Ъ.
Позиция правительства основана на необходимости достижения целей нацпроекта по увеличению экспорта, как следует из письма первого вице-премьера Дениса Мантурова президенту Владимиру Путину. Это письмо было отправлено в ответ на поручение президента рассмотреть вопрос о том, чтобы компании, получающие субсидии на возмещение логистических расходов, привлекали только российских перевозчиков. Инициатива возникла после встречи Путина с представителями автоперевозчиков в феврале 2024 года.
Мантуров сообщил, что в автомобильных перевозках иностранные компании уже ограничены, и более 90% рынка обслуживается местными игроками. Тем не менее, экспортные операции требуют участия различных перевозчиков, включая международные, из-за нехватки российских компаний, предоставляющих полный комплекс логистических услуг, в частности морские контейнерные перевозки в Латинскую Америку и Африку.
С 2025 года логистическим операторам в России станут доступны субсидии на возмещение недополученных доходов, что должно способствовать развитию транспортных коридоров и улучшению конкурентоспособности операторов. Субсидии выделяются на экспорт лесных грузов и продукции машиностроения, но некоторые направления испытывают давление. Например, экспорт пшеницы в сезоне 2024/25 упал до 40,8 миллионов тонн.
Глава комитета Архангельского заксобрания Александр Дятлов отметил, что морские перевозки не могут быть полностью российскими, тогда как железнодорожные доставки полностью отечественные. Для лесопромысловых предприятий важно получать субсидии, чтобы покрыть растущие логистические расходы в новых направлениях.
По словам экспертов, эффективнее стимулировать развитие сектора через субсидирование обновления автопарка и расширение инфраструктуры. С учётом нехватки мощностей у российских перевозчиков целесообразно привлекать надежных зарубежных партнёров. Кроме того, важно поддерживать выдачу субсидий для перевозчиков, работающих в сложных маршрутах, что поможет укрепить логистические связи и увеличить экспортный потенциал страны.
