Австралийские исследователи разработали технологию, использующую старые автомобильные шины для укрепления железнодорожного полотна. Двухлетние испытания на грузовой линии Sydney Trains доказали эффективность этого экологичного подхода. Новый метод предполагает укладку резиновых «ячеек» из переработанных грузовых покрышек под балластный слой, заполнение модулей отходами (старым балластом, угольной пылью) и покрытие конструкции решётками из отработанных конвейерных лент. «Эта система работает как амортизатор, распределяя нагрузку и защищая балласт от разрушения», — объясняет профессор Буддима Индраратна, автор разработки.
Сравнение с традиционными участками показало более равномерное распределение нагрузки и на 30% меньше разрушения балласта. Также отмечается уменьшение вибрации и осадки пути и снижение пылеобразования. Датчики фиксировали параметры в реальных условиях при регулярном грузовом движении. Технология предлагает двойную выгоду, помогая утилизировать такие отходы, как шины и конвейерные ленты, и сокращение расходов на обслуживание. Ее внедрение обеспечит большие межремонтные сроки и снизит число и длительность простоев для пассажирских перевозок, а подбивка путей будет требоваться реже.
Получив грант в 740 тыс. AUD, исследователи планируют протестировать систему на сложных участках железных дорог — у мостов и стрелок. Другим направлением работы станет адаптация технологии для разных типов грунтов. Также потребуется разработать стандарты для массового применения. Эта инновация особенно актуальна для сетей с высокой нагрузкой, где традиционные методы требуют частого дорогостоящего ремонта. Успешные испытания открывают путь к глобальному внедрению технологии.
