← Логистика, грузы

Китайские контейнеровозы расширяют использование Северного морского пути

Интерес китайских перевозчиков к арктическим маршрутам продолжает расти. Несколько компаний направили контейнеровозы через Северный морской путь (СМП), рассчитывая сократить сроки доставки грузов между Азией и Европой.

Один из лидеров этого направления — оператор Newnew Shipping, который запустил арктический сервис в 2023 году. В прошлом навигационном сезоне компания выполнила 13 рейсов по СМП, перевезя порядка 20 тыс. контейнеров. В текущем году в арктическом транзите уже задействованы два контейнеровоза перевозчика, еще как минимум три судна получили разрешения на прохождение маршрута.

Так, контейнеровоз Newnew Polar Bear вышел из Шанхая 16 июля с заходом в Находку и ожидается в порту Архангельска к 15 августа. Это его первый заход в арктические и европейские воды с 2023 года, когда судно оказалось вовлечено в инцидент с Balticconnector в Балтийском море. Расследование установило, что судно протащило якорь на сотни морских миль, повредив подводную инфраструктуру. В настоящее время капитан находится под следствием в Китае.

Другой контейнеровоз, Newnew Star вместимостью 3534 TEU, направляется из Тяньцзиня в Санкт-Петербург. Время рейса составит около 4 недель, что значительно меньше традиционного маршрута через Суэцкий канал (40–50 дней).

Кроме того, по СМП отправилось судно Hui Da 9 (вместимость — 2500 TEU) под управлением Fujian Huihai Shipping Co Ltd. Оно вышло 20 июля из Санкт-Петербурга в Жичжао. Для этой компании это первый опыт перевозок по арктическому маршруту, который позволяет экономить до 3 недель пути между Северной Европой и Восточной Азией.

Разрешения на движение по СМП получили и другие контейнеровозы, среди них Newnew Panda 1, Xin Xin Tian 2, Xin Xin Hai 1, а также Istanbul Bridge (ранее Flying Fish 1). Последний в прошлом году стал крупнейшим контейнеровозом Panamax (вместимость 4890 TEU), прошедшим по арктическому маршруту.

Китайская компания Sea Legend Shipping анонсировала запуск в следующем месяце регулярного сервиса между Китаем и Северной Европой. Маршрут рассчитан на 18-дневное плавание и соединит порты Циндао, Шанхая, Нинбо, Феликсстоу, Роттердама, Гамбурга и Гданьска.

Сегодня навигация по Арктике ограничена сезоном в 4–5 месяцев (с июля по ноябрь). Однако китайские перевозчики в сотрудничестве с российским госкорпорацией «Росатом» намерены обеспечить круглогодичное судоходство к 2030 году.

Эксперты отмечают, что в случае успешной реализации круглогодичной навигации СМП сможет стать реальной альтернативой Суэцкому каналу, обеспечивая более короткий и безопасный маршрут между Азией и Европой. Однако пока речь идет лишь о сезонных перевозках, а зимние рейсы остаются единичными.