← Логистика, грузы

Эксперт: Рентабельность экспорта российского энергетического угля из регионов Сибири остаётся отрицательной

В середине августа экспортные нетбэки на кузбасский энергетический уголь калорийностью 6 000 кг/ккал находятся на уровне 19-20 долл./т на базисах портов Дальнего Востока и Юга, 12 долл. - на базисе портов Балтики. Эти показатели имеют небольшой рост в последние недели, но рентабельность экспорта российского энергетического угля из регионов Сибири по-прежнему остаётся отрицательной, рассказал РЖД-Партнеру аналитик АО «Центр ценовых индексов» Роман Шагалов. Основные причины внешние: низкие мировые цены и высокий курс рубля.

Среди внутренних факторов, по данным ЦЦИ, влияние на рентабельность экспорта оказывают, прежде всего, стоимость внутренней логистики и себестоимость производства угля.

В части логистики наблюдаются смешанные тренды, комментирует Р. Шагалов: «С одной стороны, с начала 2022 года грузовой железнодорожный тариф индексировался пять раз и вырос более, чем на 60%. С учётом отмены понижающих коэффициентов для перевозок в направлении Юга и Северо-Запада тариф вырос ещё больше. С другой стороны, в течение всего 2025 года ЦЦИ фиксирует устойчивый тренд по снижению стоимости транспортировки угля за счёт уменьшения расходов на вагонную составляющую. По данным ЦЦИ в июле перевозка угля из Кузбасса в порты Дальнего Востока в инновационных вагонах снизилась до 3,5 тыс. руб./т против 4,7 тыс. руб./т в январе-феврале. Текущая стоимость внутренней логистики (ж/д. тариф + предоставление полувагона) соответствует ценам конца 2022 г. – начала 2023 г., когда о проблемах рентабельности угольного экспорта мы практически не говорили».

Но сейчас, в условиях негативной внешней конъюнктуры и ухудшения экономики угольного экспорта, уточнил эксперт, затраты на железнодорожную логистику достигают до 70% от цены угля в российских портах, с учётом перевалки - до 85%.

Напомним, что ранее мы опубликовали обзор ситуации в угольной отрасли и в перевозках угля за июль. В РЖД также отмечают, что рентабельность поставок российского угля сохраняется на низком уровне, на что влияют в упомянутых внешних фактора. С этим же согласны эксперты.