Семь месяцев непрерывного роста котировок на бензин вселили в участников рынка обоснованные опасения, что ситуация вышла из-под контроля. Однако конец октября неожиданно удивил: на бирже произошло снижение цен, которого не было с конца 2024 года.
За несколько дней котировки на АИ-92 рухнули на 10,3%, а на АИ-95 — на 6,7%. Такой поворот позволяет надеяться, что пик напряжения пройден, и дефицитный сценарий больше не актуален. И даже если розница еще не успела полностью отреагировать на позитивную динамику, рынок будет стабилизироваться.
Что происходило на рынке топлива
Динамика биржевых цен с апреля по октябрь 2025 года была пугающей: бензин на опте подорожал почти в 1,5 раза. Пик пришелся на 20 октября, когда тонна АИ-92 достигла 74 386 рублей, а АИ-95 — 79 563 рубля.
Все происходящее напрямую связывают со снижением объемов топлива на рынке. По данным «Известий», в августе 2025 года на Дальнем Востоке продажи бензина с Ангарской НХК упали на 57%, а с Комсомольского НПЗ — на 30%. Эта ситуация была характерна и для других регионов, что создавало дефицит по всей стране.
Цены на АЗС отреагировали дисбалансом. На том же Дальнем Востоке независимые АЗС были вынуждены продавать бензин на 10 рублей дороже, чем сетевые игроки, чтобы покрыть расходы, что вызывало непонимание у потребителей и вело к их оттоку.
Ограниченные мощности нефтепереработки в одних регионах и дороговизна логистики из других не позволяли быстро уравновесить рынок.
Перелом наступил 27 октября. По данным Национального биржевого ценового агентства (НБЦА), на рынок начал поступать больший объем продукта. Нефтеперерабатывающие заводы нарастили предложение, по сведениям «Коммерсантъ», производство высокооктанового бензина выросло до 108 тысяч тонн в сутки, а независимые АЗС перестали скупать топливо по завышенным ценам, выставляя заявки на более низких уровнях. Их стратегия сработала.
Почему АЗС не сразу ощутили спад
Ответ лежит в логистике и экономике. Заправочные станции работают с топливом, которое было закуплено по старым, высоким ценам. Чтобы не работать в убыток, станции должны продать эти запасы по цене, которая покроет их стоимость.
Также не стоит забывать, что доля биржевого топлива ограничена. Норматив обязательных биржевых продаж для производителей составляет лишь 15% от всего объема. Основная часть топлива реализуется по долгосрочным прямым контрактам, цены в которых меняются с запаздыванием и не так резко, как на бирже.
По регионам ситуация уже стала лучше, что подтверждает, что пик кризиса миновал.
