Министр транспорта России Андрей Никитин, выступая на форуме «Транспорт России», сообщил о значительном росте инвестиций в транспортную инфраструктуру и росте роли частного сектора. По его словам, страна находится в уникальной ситуации: за последние 20 лет объем вложений увеличился в 12 раз – с 173 млрд рублей в 2006 году до 2 трлн рублей в 2022-м. Россия сегодня является лидером по объему частных инвестиций в рамках ГЧП, а две трети всех вложений в транспорт обеспечиваются средствами компаний и частных инвесторов. Общая сумма действующих ГЧП-соглашений достигла 4,7–4,8 трлн рублей.
А. Никитин подчеркнул, что участие бизнеса в транспортной сфере имеет глубокие исторические корни: еще в XIX веке государство активно выдавало концессии и выпускало гарантированные займы для железнодорожных компаний. Тогда за 4 года было построено почти 10 тысяч километров железных дорог – больше, чем за предыдущие три десятилетия. Современные примеры эффективного государственно-частного сотрудничества, отметил министр, включают строительство Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, развитие высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург и последующих ВСМ, взаимодействие с инвесторами в рамках третьего этапа расширения Восточного полигона, а также реализацию нацпроекта «Эффективная транспортная система», в рамках которого модернизируются 75 аэропортов, причем в 28 из них применяется механизм ГЧП, а три концессионных соглашения уже подписаны.
Отдельно А. Никитин обратил внимание на формирование нового участника отрасли – розничных инвесторов. По его словам, транспортом ежедневно пользуются от 35 до 40 млн человек, и возможности фондового рынка для участия граждан в транспортных проектах пока недооценены. За 12 лет число активных частных инвесторов на Московской бирже выросло почти в 50 раз – до 9,9 млн человек. Министр выразил уверенность, что в ближайшее время жители начнут вкладываться и в развитие транспортной инфраструктуры.
В завершение он обозначил три ключевых условия успешного развития транспортного комплекса: принятие решений в логике единой транспортной системы, тщательная оценка целесообразности каждого проекта с учетом интересов граждан и экономического эффекта, а также слаженная работа регионов и федерального центра. Никитин подчеркнул, что отрасль обладает всеми возможностями для выполнения поставленных задач.
