Об изменении порядка расчета утилизационного сбора для легковых автомобилей 24 ноября рассказал начальник Иркутского таможенного поста Александр Павленко.
– С 1 декабря 2025 года вступают в силу изменения, касающиеся уплаты утилизационного сбора, это касается коэффициентов для расчёта суммы, подлежащей уплате в отношении колёсных транспортных средств для личного пользования. Это затрагивает большое количество лиц. Происходит введение порога мощности в размере 160 лошадиных сил. Для менее мощных автомобилей сохраняется ставка (льготный коэффициент) 3400 рублей, либо 5200 рублей, в зависимости от возраста: до трёх или до пяти лет соответственно.
С 1 декабря увеличивается размер утильсбора в отношении остальных транспортных средств, он будет рассчитываться по коммерческой ставке. Иркутская таможня рекомендует обратиться к нам желательно до 27 ноября (29-30 ноября посты тоже будут работать) для начисления по старой версии закона, – советует Александр Павленко. Для исчисления утильсбора применяется базовая ставка и коэффициент расчёта, действующий на день регистрации таможенной декларации, либо на день подачи утилизационного сбора (если не происходит декларирования). На расчёт утильсбора можно подать и 30 ноября. Таможня проверяет документы пять рабочих дней.
Компетенцией для этого обладают Иркутский и Братский посты. Но если декларирование не происходит, утильсбор можно оплатить на любом посту региона. Иркутским таможенным постом с начала 2025 года были оформлены около 500 таможенно-приходных ордеров, сообщил Александр Павленко. Сумма сборов составила более 16 миллионов рублей. Братским постом – 16 ордеров на 8 миллионов рублей. В основном ввозят автомобили китайского производства, либо производимые в Китае автомобили японских марок. Исчисление утильсбора зависит о года выпуска, объёма двигателя, стоимости автомобиля.
Суммы могут быть в районе от 600 тысяч рублей до 2,5 млн рублей. В старой версии закона не было таких ограничений в части мощности двигателя, были только по его объёму, это касалось, например, пикапов, которые экспертами считаются грузовыми машинами (к ним не применялась льготная ставка). Остальные могли подпадать под льготную ставку. В комплекте документов для оплаты утильсбора предоставляется техническая экспертиза. Эксперт указывает все сведения, в том числе, о мощности двигателя.
Если будет намеренное занижение показателей, на проверке это всё будет выявлено. И платежи будут доначислены, в том числе, через суд. Документы с параметрами обычно получают при покупке у торгового агента за границей. Затем получают накладную при открытии транзита, транзитную декларацию, свидетельство безопасности. Существуют независимые экспертные компании, также в структуре таможенных органов есть экспертно-криминалистический центр (в Иркутске), который проводит свои проверки, если у таможни возникают сомнения. Ажиотаж на таможенных постах Иркутской области, по данным Александра Павленко, идёт на спад.
На Иркутском посту сильного ажиотажа и не наблюдалось. Он фиксируется на Дальнем Востоке. Александр Павленко считает, что изменения были введены для локализации производства в РФ.
