← Таможня и ВЭД

За последнюю пятилетку внешнеторговый оборот Алтайского края вырос на 20%

Доля продаж в нем увеличилась до 65%. Эту динамику озвучил вице-губернатор Евгений Дешевых во время церемонии награждения победителей регионального конкурса «Экспортёр года».

Нынче в ежегодном мероприятии участвовало более 50 бизнес-структур. В итоге были определены победители среди предприятий промышленности, АПК и трейдер года из крупных предприятий и компаний малого и среднего предпринимательства (МСП).

Первое место среди промпредприятий МСП заняла компания «Алтэя». Она появилась в 2011 году на базе бийской фирмы «Две линии» для выпуска пищевой продукции, то есть масел холодного отжима, функциональных добавок, БАД и травяных чаев.

Годовой объем производства двух компаний составляет миллиард рублей, 6% от него идет на экспорт во все страны СНГ, Вьетнам, Сербию. На днях был заключен контракт с Боснией и Герцеговиной, на подписании находится договор с Ираком. Арабы заинтересовались натуральной уходовой косметикой.

Экспортные поставки идут через дистрибьюторов, которые занимаются реализацией и продвижением в своих странах.

– Мы работаем с теми компаниями, которые ценят алтайский продукт и приходят за качеством и ценностью, – отметила Анастасия Жулева, руководитель отдела внешнеэкономической деятельности (ВЭД) компании «Алтэя».

Масла холодного отжима любят в Азербайджане, травяные чаи востребованы в Латвии и Эстонии, косметика – в Узбекистане, Вьетнаме и всех странах СНГ.

До прошлого года компания работала только на просторах бывшего СССР, но как только специалисты «Алтэи» прошли обучение ведению ВЭД в центре Сколково, то поняли, что можно наращивать внешнюю экспансию. В результате экспорт вырос в два раза. И на следующий год также планируется рост.

Анастасия говорит, что с расчетами за их продукцию проблем не возникает. Партнеры открывают счета только в банках, которые работают с Россией, и оплата приходит в рублях.

По словам Жулевой, предприятию для выхода на экспорт не пришлось повышать качество продукции, разве что снабжать ее соответствующей стране этикеткой и упаковкой.

– Мы верим, что любой продукт, созданный в Алтайском крае, может занять свое место на мировом рынке и создать конкуренцию известным брендам, – заявила представитель «Алтэи».

Лидером в номинации «Трейдер года» стала барнаульская компания «Развитие», занимающаяся экспортом сельхозпродукции, в основном зерна в Китай.

Учредитель и гендиректор Владимир Ротфус вспоминает, с каким волнением он готовил первую машину зерна в Узбекистан.

– Как будто в космос ракету запускали, – улыбается предприниматель.

В 2020 году он отправил первый вагон с пшеницей в Поднебесную, и дело пошло. К продукции покупатели предъявляют очень высокие требования. Далеко не каждая может пройти так называемый китайский мониторинг.

Владимир Ротфус рассказал журналистам о сегодняшней ситуации с экспортом сельхозпродукции. На фоне высоких урожаев зерновых и зернобобовых мировые цены на них упали, и это тяжело отражается как на фермерах, так и на трейдерах. Палки в колеса российским продавцам ставят крепкий рубль, логистические проблемы и пошлины.

Экспортеры сельхозпродукции уже привыкли к вывозным пошлинам. Их то повышают, то понижают. Но в этом году Минсельхоз РФ еще и ввел пошлину в отношении масличного льна, чем затормозил его продажу в другие страны.

Евгений Дешевых в своем приветствии к победителям конкурса подчеркнул важность развития внешнеэкономической деятельности для предприятий. Он пообещал, что правительство края будет оказывать в этих устремлениях предпринимателей всемерную поддержку. Руководитель регионального центра «Мой бизнес» Станислав Татаринцев уточнил, что уже сам конкурс и церемония награждения являются частью господдержки, поскольку популяризируют экспортеров.

Он сообщил, что за последние годы их число остается стабильным в районе 1200–1400 субъектов. Это не так много, если иметь в виду, что в крае около 180 тыс. предпринимателей.

– Учитывая сегодняшние геополитические сложности, хорошо уже то, что мы не уменьшаем число экспортеров, – заметил Татаринцев.

Структура поставляемой за рубеж продукции также остается стабильной. Это почвообрабатывающие орудия, фотосепараторы, крупы, фиточаи. Сохраняется и пул основных стран-импортеров. Среди них в основном Казахстан, Монголия, Китай, Беларусь, Узбекистан, Армения и Турция.

Свыше 400 предпринимателей в рамках господдержки получили в этом году более тысячи услуг. Начинающим экспортерам интересны знания для работы на внешних рынках. Для этого в центре «Мой бизнес» проходит много семинаров. У опытных участников ВЭД возникают вопросы по логистике, барьерам, которых сейчас очень много, сертификации, патентованию продукции. И самой популярной услугой стало индивидуальное консультирование.

Кстати, «Алтэя» активно пользуется различными видами господдержки. Среди них участие в выставках, торговых миссиях для поиска контрагентов; компенсация транспортных затрат; сопровождение сделок.

Директор «Развития» отметил увеличение доступности предоставляемых услуг за последние пять лет. Компания пользуется компенсацией затрат по транспортировке, сертификации продукции, помощью в выходе на новые рынки.

В то же время испытывает и проблемы. Экспортеру нужны оборотные средства на закупку товара. Государство предоставляет для этого кредит под залог поступления экспортной выручки. Но, как оказалась, услуга доступна только крупным экспортерам. Во всяком случае, попытки ее получить для «Развития» оказались неудачными.

Победители конкурса получили сертификаты на авиабилет, чтобы добраться до места проведения выставки или ярмарки, на которой можно предложить иностранным покупателям свою продукцию.