Премьер-министр Литвы Инга Ругинене на фоне протестов грузоперевозчиков заявила, что вопрос компенсации компаниям, чьи грузовики остаются на спецстоянках в Белоруссии, не рассматривается.
"Правительство не будет компенсировать перевозчикам убытки, понесенные в результате задержаний (грузовиков с последующим размещением на спецстоянках у границы - ИФ) в Беларуси", - сказала Ругинене, которую цитирует портал Литовского национального радио и телевидения (LRT).
"Именно Белоруссии задержала транспортные средства перевозчиков. Логично требовать от Белоруссии компенсации", - подчеркнула она.
Литовский премьер отметила, что, "несмотря на задержания, перевозчики продолжают довольно интенсивно перемещаться в Белоруссию и из Белоруссии", заявив, что количество пересечений границы грузовиками резко возросло после открытия границы. Она добавила, что ряд грузовиков, которые, по утверждению Национальной ассоциации автоперевозчиков Литвы Linava, задержаны в Белоруссии, снова работают на трансграничных маршрутах. "По имеющейся у нас информации, многие из транспортных средств, которые они посчитали конфискованными в Белоруссии, ездят по Литве и возвращаются в Белоруссию", - сказала Ругинене.
Литовские грузоперевозчики в ходе акции протеста в среду в Вильнюсе потребовали от властей республики в течение трех дней представить конкретный план возвращения грузовиков, остающихся на спецстоянках в Белоруссии, или предложения по компенсациям.
Национальная ассоциация автоперевозчиков Литвы Linava в публичном пространстве утверждает, что в Белоруссии остается около 4 тыс. транспортных средств литовских грузоперевозчиков, включая около 1,25 тыс. тягачей. В то же время, как отмечал LRT, в переговорах с госорганами ассоциация называет цифру в 488 грузовиков. Таможенный департамент при Минфине Литвы провел собственный мониторинг, согласно результатам которого на спецстоянках в Белоруссии в настоящее время размещено 185 литовских грузовиков и прицепов.
Отношения между Белоруссией и Литвой обострились в октябре. Тогда на фоне активизации контрабандных поставок сигарет в Литву (это приводит к периодической остановке работы вильнюсского аэропорта, поскольку контрабандисты для переправки грузов используют метеозонды), Вильнюс решил закрыть пункты пропуска на границе с Белоруссией до конца ноября.
После этого выяснилось, что в Белоруссии без возможности выехать в Литву остается множество грузовиков (белорусские власти сообщали о цифре порядка 1,8 тыс.). Правительство Белоруссии сначала ограничило им возможность передвижения, а затем решило выпустить водителей, а автомобили оставить на спецстоянках. Литовское правительство для возвращения фур решило досрочно открыть границу, что было сделано в ночь на 20 ноября, но проблему это не решило. Минск требует переговоров на дипломатическом уровне, пока этот вопрос с Вильнюсом не улажен.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что контрабандой на метеозондах переправляют сигареты в Литву сами литовцы, закупая их на белорусских фабриках для перепродажи в Нидерландах, Великобритании и других странах ЕС.
