← Логистика, грузы

В 2026 году себестоимость автоперевозок может вырасти на 12%

По оценке экспертов, в 2026 году транспортно-логистическим компаниям придется столкнуться с ростом себестоимости перевозок на 12%, что может привести к увеличению тарифов до 85–88 руб./км. Основные причины – подорожание топлива, рост затрат на ремонт и внедрение новых требований. Об этом говорится в обзоре «АвтоГрузЭкс» и ПЭК при участии NATCAR, LKTK Group, «Нексус» и «Сообщества топ-менеджеров логистических компаний».

Согласно данным Росстата, только за III квартал 2025 года цена топлива выросла на 4,3%, достигнув 74,56 руб./л. Прогноз на следующий год – рост стоимости дизельного топлива на 7–13%. «С учетом того, что доля топлива в себестоимости грузоперевозок составляет 30%, такой рост его цены способен увеличить данный показатель в среднем на 3%», – отметил Андрей Мякин, замгендиректора ПЭК.

Для снижения издержек компании переходят на цифровые системы контроля и развивают собственные АЗС, как это делает «Авто-ПЭК». Также ожидается рост затрат на ремонт на 20% и индексация тарифа в системе «Платон», что может прибавить к тарифам 1–3%.

С 1 сентября 2026 года вводится обязательная электронная транспортная накладная. Компаниям в аналоговом формате предстоят затраты на модернизацию ИТ-систем и обучение персонала, что, по оценке ПЭК, может увеличить издержки на 15–17%. Те, кто перешел на ЭТН ранее, наоборот, смогут снизить расходы до 2%.

Дополнительные расходы лягут на экспедиторов: с марта 2026 года они будут обязаны проводить досмотры грузов с помощью специального оборудования. Стоимость такого оснащения варьируется от 2 до 95 млн руб., сообщил Александр Кибальников. По его словам, «на экспедиторском рынке, который в основном состоит из микропредприятий, компании финансово и юридически не готовы встроиться в измененные законодательные требования и соблюдать их». В ПЭК ожидают, что до 10% участников рынка с низкой маржинальностью уйдут, а рынок начнет консолидироваться.

Также влияние окажет рост НДС, который, по словам А. Мякина, компании будут вынуждены включить в операционные расходы.

По прогнозу ПЭК, тарифы на автоперевозки вырастут на 15–18% в 2026 году. Однако Евгений Большаков, директор по транспорту NATCAR, считает, что в первой половине года рост не превысит 2% из-за ограниченного роста ВВП (1%) и покупательской способности. Более заметное повышение ставок ожидается во втором полугодии.

«Доля логистики в конечной стоимости товаров составляет 2–20%… Однако говорить о повышении стоимости товаров пока преждевременно», – резюмировал А. Мякин.