Японская компания DENSO представила собственную инновационную разработку — первый в стране модуль для контроля температуры аккумуляторных батарей, который был специально создан для тяжелых электрических грузовиков. Новый узел был впервые установлен на модель Hino «Profia Z FCV» — это первый серийный тяжелый грузовик на топливных элементах, стартовавший на японском рынке 24 октября 2025 года.
Следует учитывать, что логистика обеспечивает экономику и стабильную жизнь японцев, но данный сектор также один из наиболее энергоемких. Для достижения целей по сокращению выбросов и углеродно-нейтральному будущему Японии важнейшим шагом становится переход грузоперевозок на экологичные виды транспорта. Именно поэтому сейчас электромобили, в том числе и тяжелые, получают огромную поддержку на государственном уровне, что ускоряет их внедрение в отрасль.
В тяжелых электрогрузовиках необходима эффективная система охлаждения аккумуляторов, ведь они несут большие перегрузки, а сами батареи отличаются мощностью гораздо большей, нежели у легких коммерческих автомобилей. Для таких условий крайне важно поддерживать оптимальную температуру аккумулятора: это продлевает срок его службы, положительно влияет на динамику грузовика и обеспечивает стабильную работу даже при эксплуатации в неблагоприятных климатических условиях.
Специалисты DENSO предложили собственное решение — модуль контроля температуры, который вобрал в себя лучшие наработки компании в области миниатюризации, повышения эффективности и отклика системы, накопленные за годы разработки автомобильных кондиционеров. Разработанная DENSO система не просто подает к батарее холодную или горячую воду, а полностью контролирует климатический режим внутри модуля аккумуляторов. Модуль наделен широким функционалом: он работает независимо от основной климатической установки кабины, самостоятельно регулируя параметры в зависимости от сезона и степени нагрузки.
Инженеры компании пошли по модульному пути: все функции, отвечающие за корректный терморежим батарей — это и циклы работы теплового насоса, и радиаторы, и насосы, и подогреватели — были вынесены в отдельную систему, которая не перегружает кондиционер для салона. Итогом стала возможность работы аккумуляторного блока при оптимальной температуре вне зависимости от погодных условий: батареи охлаждаются летом, а в зимний сезон эффективно подогреваются, не влияя на комфорт водителя.
В системе реализовано два интеллектуальных режима охлаждения: они автоматически переключаются в зависимости от наружной температуры и состояния охлаждающих жидкостей. При этом, когда включается тепловой насос, уникальная конструкция DENSO выдает энергоэффективность более чем на 20% выше по сравнению с существующими аналогами. Это стало возможным благодаря собственным технологиям эффективного теплообмена.
Конструкция модуля получилась достаточно компактной за счет использования передовых теплообменников, впервые реализованных в циклах разработки тепловых насосов. В результате DENSO добилась наивысших показателей по холодильной мощности для устройств такого типа и размера, что в современном электротранспорте особенно важно.
Компания заявляет, что и в дальнейшем продолжит работу над системами управления температурой, поддерживая свои экологические инициативы и разрабатывая решения для более широкого внедрения «зеленого» транспорта, внося вклад в развитие мобильности и формирование устойчивого общества будущего.
