← Автосервис, запчасти, шины

Производители усиливают специализацию своих шин

Прочность и надежность являются ключевыми факторами во время разработок новых шинных технологий, однако различные требования к характеристикам шин создают для производителей возможность изготавливать покрышки, адаптированные к специфическим условиям эксплуатации. Для чего нужны шины с низкими боковинами, почему диагональная конструкция шин незаменима для условий самой тяжелой эксплуатации, как снизить риск повреждения шин и что общего между грузовыми шинами для автоперевозок и швейцарским армейским ножом - в материале портала Colesa.ru.

"Увеличение ресурса и эффективность - вот два вызова, с которыми мы должны справляться, чтобы удовлетворить потребности наших клиентов", - говорит директор по планированию и работе со стратегическими партнерами американского отделения шин для спецтехники Bridgestone Барри Рексроуд. Помимо этих двух параметров, каждая отрасль индустрии ставит свои уникальные задачи перед шинными компаний. Шины Trelleborg TM800 SugarCane, к примеру, разработаны специально для сбора сахарного тростника. Trelleborg разработала блоки с более плавными очертаниями основания и закругленным профилем, которые эффективнее работают на острой стерне тростника, где велика опасность прокола.
Изменение дизайна грунтозацепов, равно как и новые технологии изготовления протектора или боковин, является лишь одними из многочисленных методов шинных компаний по созданию шин для конкретных условий использования.
Подпрыгивание или качание трактора во время езды по дороге вызывает все большее беспокойство у фермеров, которым приходиться проезжать все более существенные расстояния между фермой и полями. Как говорит Скотт Слоун (Scott Sloan), продакт-менеджер из компании Titan, когда трактор разгоняется до 29-35 км/ч, он начинает часто подскакивать, создавая дискомфорт для водителя. "Дело в том, что боковины обычных шин за неимением лучшего сравнения можно назвать большими воздушным шарами, и когда трактор наезжает на неровность или попадает в яму, боковины сжимаются, - объясняет он. - И так же, как плохие автомобильные амортизаторы, шины продолжают создавать тряску".
Чтобы минимизировать дискомфорт, Titan разработала шины с низкими боковинами (LSW, Low Sidewall) для сельского хозяйства. Благодаря своей конструкции эти шины создают амортизационный эффект, уменьшая количество неровностей, которые чувствует водитель во время езды по дороге. Г-н Слоун говорит, что трактор все равно будет время от времени подпрыгивать на неровностях, но заметно меньше, чем на стандартных покрышках.
По своему внешнему диаметру шины LSW не отличаются от обычных, но у них уменьшенная боковина и увеличенный посадочный диаметр. Сочетание всех этих характеристики позволяет шинами уменьшать тряску и улучшать устойчивость и управляемость. "Мы раз за разом доказываем, что если изменить диаметр и скорректировать отношение высоты профиля к ширине шины, не оказывает существенного и негативного эффекта на поведение техники", - добавляет г-н Слоун.
По его словам, шины LSW также могут производиться по технологии IF (Increased Flexion), позволяющей использовать шины при сниженном уровне давления, благодаря чему уменьшается уплотнение грунта и повышается его урожайность. "Фермеры очень часто не могут снижать давление в шинах, частично по той причине, что им не нравится ощущение езды на подгибающихся покрышках, - объясняет он. - С LSW, чьи боковины меньше, чем у обычных шин, мы можем уменьшать давление, при этом сохраняя уровень поперечной устойчивости".
Titan сейчас работает над тем, чтобы внедрить технологию LSW в производство большего числа шин и создания дополнительных линеек для рынка сельскохозяйственных покрышек. Г-н Слоун говорит, что компания уже разработала прототипы шин LSW для самой различной техники от вилочных погрузчиков до самосвалов с шарнирно-сочлененной рамой, и в будущем эта работа будет продолжена.
Последней новинкой в сегменте шин для горнодобывающей и строительной отраслей от компании Bridgestone стали диагональные Firestone DuraLoad PT L5S. Как говорит г-н Рексроуд, целью компании было разработать шины с диагональной конструкцией, которые благодаря своим прочности и надежности могли бы справляться с самыми сложными условиями эксплуатации. Использование гладкого протектора без рисунка и блоков было первым шагом на пути к достижению этой цели. Шины такого типа лучше всего подходят для самых тяжелых условий - в особенности когда на земле много острых камней - потому что благодаря дополнительной толщине протектора шины обладают повышенной устойчивостью к порезам.
Защита шин от повреждений усиливается и за счет запатентованного Bridgestone дизайна боковых секций со специальным ребром, которое действует как буфер между шиной и камнями и другими острыми предметами. Ребро принимает на себя удар о камень и отражает его, предотвращая повреждение каркаса. "Эти технологии снижают повреждения шин, что в конечном счете благоприятно сказывается на продуктивности работы техники и экономии средств конечного пользователя", - отмечает г-н Рексроуд.
Сири Спигл (Siri Speegle), продакт-менеджер американского отделения Bridgestone говорит, что во время разработок этих шин инженеры компании старались сделать износ как можно более равномерным в течение всего срока службы. По ее словам, в прошлом диагональные шины были, как правило, более закругленными в районе короны протектора, что приводило к быстрому и неравномерному износу. "Наш вызов состоял в том, чтобы разработать шины с более плоской площадью контакта с землей, уменьшающей износ в верхней части короны", - объясняет она.
Г-н Рексроуд добавляет, что из-за давления внутри типичных диагональных шин их протектор стремится стать более закругленным. "Очень много усилий понадобилось для того, чтобы спроектировать шины с плоским протектором, которые не дают ему выгибаться", - отметил он.
Когда американский рынок автоперевозок пережил коллапс в 2008 году, многие транспортные компании консолидировались, чтобы быть в состоянии предложить клиентами услуги как региональных, так и магистральных перевозок. И для этого им понадобились шины, которые одинаково хорошо подходят и для одного, и для второго. "Им нужна была универсальность, почти что швейцарский армейский нож, то есть шины, которые обеспечивают экономию топлива, и при этом обладающие необходимыми сцеплением и ходимостью, чтобы им не приходилось думать о том, какой грузовик направлять в какой рейс, и чтобы все грузовики могли ездить по любому маршруту", - говорит директор по маркетингу американского отделения грузовых шин Continental Алекс Хмиль (Alex Chmiel).
Учитывая новую потребность рынка, Continental разработала шины, подходящие и для региональных, и для магистральных перевозок и в 2010 году представила в Европе модель Continental HD Hybrid. Поскольку популярность шин постоянно росла, Continental начала создавать новые версии для других рынков, и в начале 2013 года "гибридные" покрышки появились в Америке в виде шин Continental Conti Hybrid HD3. Целями Continental в США было получить от Управления по охране окружающей среды (EPA) сертификат SmartWay, доказывающий, что шины обладают сниженным сопротивлением качению и обеспечить долговечность шин и высокий уровень сцепления в течение всего срока службы.
continental-comtans.jpg
Сертификат SmartWay имеет большое значение в магистральных перевозках (как правило, по 4 000 км в каждом направлении), так как гарантирует эффективность потребления топлива, что становится все более важным в последние годы из-за роста цен на горючее. Г-н Хмиль говорит, что Continental смогла выполнить требования EPA путем оптимизации рисунка протектора и работе с несколькими составами резиновой смеси.
В региональных перевозках акцент смешается в сторону прочности, потому что здесь грузовики поворачивают чаще, из-за чего усиливается износ покрышек. Главнее всего было найти способ уменьшить уровень неравномерного износа, и Continental сделала это при помощи нового направленного рисунка протектора.
Высокое тяговое усилие также является ключевым фактором для региональных перевозок, вследствие чего Continental использовал более 500 ламелей в протекторе и открытые плечевые зоны, чтобы обеспечить хорошее сцепление в течение всего срока эксплуатации. Дизайн плечевин включает в себя большие открытые каналы по краям протектора, которые создают отдельные блоки, а не цельные ребра, как у шин с закрытыми плечевыми зонами. "Многие перевозчики все так же предпочитают шины с открытыми плечевинами, так как они выглядят шинами с более высоким тяговым усилием, - говорит г-н Хмиль. - И во многих случаях открытые плечевины будут предпочтительнее - в зависимости от маршрута. Как бы то ни было, шины с таким дизайном существенно повышают расход топлива, и необходимо очень постараться, чтобы разработать шины с балансом между тяговым усилием, обеспечиваемым открытыми плечевыми зонами, и топливной эффективностью, отвечающей требованиям SmartWay".
"Чем больше ламелей, тем больше сцепления с дорогой", - говорит г-н Хмиль. Дизайн ламелей нескольких типов разработан таким образом, что рисунок протектора по мере износа будет меняться, и это позволяет сохранять ламели, необходимые для оптимального тягового усилия, и при этом обеспечивать жесткость протектора для снижения неравномерного износа и увеличения ресурса.
Всего было использовано три типа ламелей. Во внешней плечевой секции находятся ламели-"карманы", увеличивающие сцепление в сложных погодных условиях; 3D-ламели улучшают устойчивость протектора во время ускорения и торможения; а ламели третьего типа, которые в Continental называют "создающими пустоту", меняют пустотность протектора для обеспечения необходимого сцепления по мере износа. Именно ламели третьего типа меняют рисунок протектора во время эксплуатации.
"Гибридные шины становятся все более популярными на рынке, - говорит г-н Хмиль. - Мы провели опрос перевозчиков и обнаружили, что
еще до того как шины появились в продажи, 30% респондентов заявили, что готовы опробовать их в своей работе".
Continental Conti HD Hybrid предназначены для ведущей оси, а в будущем Continental планирует представить "гибридные" шины для рулевой и прицепных осей.
Фото: conti-online.com
Колеса.ру