← Автосервис, запчасти, шины

"Развели по полной"

Когда клиентка покупала этот Mitsubishi Fuso, то её "развели по полной": "Это мы сделали, тут подправили, а форсунки поставили новые. Все жидкости заменили, уровни все проверили, залили всё самое качественное - а как же! Не фуфлом торгуем, мы люди солидные!". Пару сотен километров после покупки этот грузовичок проехал. Потом на панели приборов одновременно загорелось два тревожных значка красного и жёлтого цветов, и после этого машина стала набирать не больше  2.000 оборотов.

"Красный и жёлтый тревожные значки" - это лампочки CHECK на панели приборов: "Внимание - неисправность! Надо остановиться, проверить двигатель и обратиться в автосервис для устранения неисправности". Так пишут в руководствах, и это правильно. Своими силами исправить какую-либо неисправность на коммерческом транспорте затруднительно или невозможно. Чаще всего второе, потому что системы управления моторами и дополнительные системы добавили много головной боли как владельцам, там и ремонтникам. Но если в автосервисах есть всё необходимое для определения неисправности и её устранения, то у владельцев нет ничего, а кто из них самостоятельно пытается "поремонтировать" - тот получает в обратку дорогостоящий ремонт уже в нормальном автосервисе.
Такими ремонтами наш автосервис занимается по мере необходимости. Имею в виду "Ремонтом коммерческого транспорта". Работы хватает и с легковыми автомобилями. А тут была интересная причина неисправности, с которой просто приятно побороться - после проведения первичной диагностики были обнаружены ошибки: "Недостаточное давление в топливной системе" и "возможная утечка в топливной системе - негерметичность топливной системы".
Проверили давление в топливной рейке; по "дате" на холостом ходу было около 20 MPa, на оборотах поднималось до 28, и на максимально возможных оборотах давление поднималось около 70. При ремонте некоторых моделей коммерческого транспорта есть приятность - кабина поднимается, никакого капота над головой, свободно. Впрочем, кому как.
Когда проверили топливные форсунки "на слив в обратку", оказалось, что две из четырех "переливают" раза в два больше. Сообщили об этом клиентке и она сильно удивилась: "А мне же сказали, что форсунки поставили новые?".
Были заказаны новые форсунки. Перед их демонтажем произвели демонтаж топливной рейки: "Посмотрите там насчет металической стружки :".
Стружки не обнаружили, зато увидели очередной сюрприз: датчик давления на топливной рейке был механически подломлен, его электрическая часть стояла наискосок относительно металической части: "кто-то надломил датчик". Конечно, такой датчик надо менять, он может умереть в любой момент - представьте, насколько это неприятно за 2.000 километров от какого-то города на трассе?
Клиентку пришлось ещё раз огорчить: "- Датчик давления тоже надо покупать". Сами понимаете, это её не обрадовало; она уже и так вложилась в покупку по полной, радовалась, что "машинка сказка!", а тут :
После устранения  описанных выше неисправностей автомобиль завели и проверили работу мотора на месте. Давление на оборотах поднимается до двухсот, запускается хорошо, приглашаем штатного водителя для проверки в движении. И тут выясняется, что после начала движения грузовичок сваливается в аварию, а на панели приборов при этом не зажигается никаких лампочек, ни жёлтого, ни красного "чека", обороты ограничиваются двумя тысячами и машина "не едет".
Значит, все вышеописанные неисправности это как бы прелюдия, а сама неисправность прячется где-то глубже? Работаем, диагностируем, залезаем всё глубже и глубже - вплоть до прошивки блока управления.
Тут и выяснилось, что на автомобили когда-то была произведена прошивка блока управления на отключение сажевого фильтра и системы рециркуляции - EGR.
То есть, до нас уже был удален сажевый фильтр и EGR отключен.
Это очень плохо. Изначальная картина смазана, ничего конкретного не понять - не от чего отталкиваться, непонятно какая прошивка была  залита, правильная  или нет, может быть, прошивка "левая" со всеми вытекающими последствиями.
Самое правильное в такой ситуации - "вернуть всё обратно". Для этого нашли заводскую прошивку, залили в блок и обнаружили две интересные вещи: блок управления "не видел" сигнала концевика сцепления и сигнала с EGR.
Давайте поразмышляем: мы знаем, что EGR был программно отключен, Бог с ним, а вот сигнал концевика блок управления определять должен?  Естественно. Значит, неисправность прячется ещё глубже, где-то внутри самого блока управления.
Прозваниваем жгуты, проводку, определяем: "концевик исправен", а вот дальше проблема: "блок управления "не видит" сигнала". Теперь всё внимание на блок управления. Достаём, смотрим, рассматриваем его - шевельнулось предчувствие: крышка блока управления "помятенькая" :
а когда вскрыли сам блок, осталось только присвистнуть: похоже, с этим блоком работал не очень аккуратный человек, плата была "опохаблена".
Другого слова не найду.
Блок управления на стол, включаем подсветку увеличительного стекла - смотрим.
С первого раза ничего  подозрительного найти не удаётся. Плата просматривается ещё и ещё раз, всё внимательно, придирчиво, ведь ошибка где-то есть, прячется и её найти надо. И наконец, при определённом повороте платы глаза замечают странности : ну да, это оно и есть: "Треснувшие дорожки".
Сейчас писать об этом легко, но сами понимаете, сколько нервов и внимания было потрачено - "неисправность интересная и её надо сделать". В конечном итоге всё было восстановлено.
Чтобы разъем не болтался в воздухе, его аккуратно прикрепили к трубке. Можно было этого не делать? Засунуть за трубку и успокоиться, не тратить время.  Нет, это "надо было делать", это вроде как мелочь, но давайте представим: " при движении автомобиля этот разъем будет болтаться и что дальше?". Ну например, может перетереть какой-то жгут или трубку. И снова будет "неисправность", пусть не сразу, пусть после пробега тысяч в десять километров - клиентка даже не вспомнит и не подумает на наш автосервис...
Мелочей в  работе быть не должно, от мелочей возникают неисправности и неприятности. Что можно сказать в заключении:
- Автомобиль пришёл на ремонт с двумя дефектами
- Второй дефект был "спрятан" за первым - пока мотор "сидел в аварии по топливу", второй дефект никак не признавал себя дефектом
Говорить о качестве предыдущей "перепрошивки" ничего не буду - пусть клиенты сами голосуют ногами за тот или иной автосервис.
Материал подготовлен компанией Легион-автодата
Фото: autodata.ru
Легион-автодата