Объем рынка электронной торговли по итогам 2013 г. составит более 350 млрд руб., а к 2020 г. как минимум утроится. При этом Россия по-прежнему отстает от темпов развития американского рынка, где доля электронных продаж в общем товарообороте составляет более 5%. В России этот показатель - всего около 2%, оценивает компания East-West Digital News. Существенное отличие российского e-commerce от европейского и тем более от американского - отсутствие качественной логистики.
Большинство интернет-магазинов продают ровно столько, сколько выдерживает их служба доставки. По этим же причинам владельцы многих интернет-магазинов с трудом решаются выйти в регионы.
Однако несмотря на наличие трудностей, рынок электронной торговли показывает существенный рост - на 25-30% ежегодно, основной прирост происходит как раз за счет региональных покупателей. В этом году суммарный объем региональных рынков (265 млрд руб.), наконец, превысил объем столичных (260 млрд руб.). Еще в прошлом году соотношение было в пользу Москвы и Санкт-Петербурга: 214 млрд руб. против 191 млрд руб.
Между тем при организации доставки в регионы выбор у интернет-магазина невелик - "Почта России". Несмотря на проблемы, имеющиеся у организации, практически все интернет-магазины вынуждены пользоваться ее услугами, поскольку сравниться с федеральным оператором по охвату территории пока никто не может. Однако
если еще некоторое время назад доля в пересылках интернет-магазинов "Почты России" составляла более 80%, то сейчас она сократилась до 40%.
Федеральные операторы, такие как СПСР, DPD, Pony Express, обеспечивают достаточно неплохой географический охват благодаря собственным филиалам и агентской сети, но пришли на рынок, как правило, либо из грузоперевозок, либо из экспресс-доставки документов. Между тем работа с интернет-магазинами имеет свои особенности. К тому же ни один из представленных на рынке федеральных операторов не сможет обеспечить стопроцентное покрытие всей территории России.
Организация региональной доставки собственными силами доступна только очень крупным интернет-магазинам, готовым потратить значительные средства в построение агентской сети и развитие IT-системы. Своя служба доставки есть, например, у таких компаний, как Wildberries и Ozon.
Чтобы оптимизировать логистические процессы, одновременно максимально удовлетворив запросы покупателей, интернет-магазину необходимо сотрудничать с множеством операторов доставки. Все эти проблемы вынуждают их владельцев искать решения для автоматизации и эффективного управления логистикой.
Так, по словам генерального директора компании МЕГАПОЛИС Ивана Кондратюка, все более востребованным становится аутсорсинг логистических услуг: "Если раньше наших клиентов интересовали в основном только отдельные логистические процессы, например организация доставки отправлений в регионы, то сегодня большим спросом пользуется полный комплекс услуг - от комплектации заказов до обработки возвратных отправлений. Все больше компаний делают упор на развитие коммерческих компетенций, а решение проблем с логистикой предпочитают передать на аутсорсинг фулфилмент-оператору.
Возросшие требования клиентов привели к пересмотру концепции развития нашей компании и точкой отсчета станет ребрендинг. С 2014г. наша компания будет предоставлять услуги под новым брендом - IdeaLogic".
Трендом 2013 г. является выход на российский рынок интернет-торговли компаний-агрегаторов, предлагающих интернет-магазинам организацию доставки отправлений различными курьерскими службами в режиме "одного окна".
Это решение позволяет предоставить покупателю различные варианты доставки, не разрабатывая при этом собственную сложную IT-систему.
"Безусловно, российский рынок логистики еще очень отстает от западного, - подытоживает И.Кондратюк. - Однако учитывая бурный рост рынка электронной торговли, в течение следующих 5-7 лет мы сможем приблизиться к западным логистическим стандартам".
Фото: swteam.info