Казахстан уверяет, что уже в этом году вступит во Всемирную торговую организацию. Однако США и ЕС через ВТО пытаются добиться от Астаны более низких таможенных тарифов, чем действуют в рамках Таможенного союза. Их цель - зайти через Казахстан на российский рынок. Если это удастся, то все достижения России на переговорах по ВТО будут сведены к нулю.
Казахстан рассчитывает вступить во Всемирную торговую организацию уже в 2014 году, заявил вице-министр экономики и бюджетного планирования Тимур Жаксылыков в Астане. "Мы полагаем, что в течение этого года есть все возможности завершить переговоры и вступить в ВТО", - сказал он.
По его словам, переговоры по четырем трекам: по товарам, по услугам, по сельскому хозяйству и по системным вопросам - практически завершены. "Остались два вопроса, связанные с тарифной гармонизацией при вступлении Казахстана в ВТО и с местным содержанием", - сказал Жаксылыков. Однако и эти два вопроса тоже близки к завершению, уверил он.
"У нас есть понимание с нашими странами-переговорщиками о том, в каком направлении они будут решаться", - отметил вице-министр.
Безусловно, речь идет о том, чтобы условия присоединения Казахстана к ВТО по таможенным пошлинам не противоречили действующим таможенным пошлинам в России, у которой с Казахстаном в рамках Таможенного союза единое таможенное пространство.
Иначе это напрямую угрожает экономике России. Особенно тем отраслям, которые Москва в жарком пылу переговоров с ВТО все-таки отстояла.
В первую очередь наша страна защитила автопром, авиапром и сельхозпром.
РФ добилась для них не одномоментного снижения таможенных пошлин, а переходного периода на несколько лет с постепенным снижением тарифов.
Так, на легковые автомобили таможенная пошлина сразу после вступления в организацию снизилась только с 30% до 25%. Эта ставка будет действовать три года. Причем Россия ввела утилизационный сбор на импортные иномарки, который компенсирует это снижение. Правда, под давлением Европы и ВТО пришлось заставить платить деньгами утильсбор также и российских производителей.
В любом случае дальнейшее снижение пошлин с 25% до 15% на импортные автомобили будет идти постепенно в течение следующих пяти лет. То есть Россия добилась семилетней отсрочки для автопрома и не допустила вообще обнуления пошлин на автомобили. Для вертолетов и гражданских самолетов Россия также добилась от ВТО самой большой - семилетней - отсрочки.
С сельхозтехникой ситуация чуть сложнее: пошлины снизились с 15% до 5-10% в зависимости от продукции. Правда, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) все-таки сумела защитить от импорта российских и белорусских производителей комбайнов, на которые пошлина была снижена до 5%. Антидемпинговое расследование доказало опасность импортных комбайнов, лишавших прибыли местных игроков. Это один из первых случаев, когда Россия смогла использовать механизмы ВТО для защиты своего рынка от иностранцев.
ЕЭК добилась введения специальной защитной пошлины в 27,5% на ввоз зерноуборочных комбайнов на территорию ТС до 2016 года. Хотя это решение заблокировал Казахстан, пошлину заменили на квоту.
Если Казахстан, вступив в ВТО, не договорится о тех же таможенных ставках, что у России, а уступит всемирной организации и снизит пошлины, то в РФ через Казахстан хлынут дешевые импортные автомобили, самолеты, вертолеты и сельхозтехника.
Это погубит российскую продукцию, которая просто не сможет конкурировать с дешевым импортом.
В этом плане вступление Казахстана в ВТО напрямую угрожает российскому рынку. Конечно, в рамках ТС импорт товаров из третьих стран через Казахстан должен на российской границе облагаться по существующим российским ставкам. Но фактически при отсутствии границы между РФ и Казахстаном выполнить это требование крайне сложно. А возвращение таможенных постов прямо противоречит интеграционному объединению и главному принципу Таможенного союза.
"Производители из стран вне Таможенного союза могут поставлять свою продукцию в Россию через Казахстан, пользуясь отсутствием торговых барьеров внутри этого объединения. Россия вступила в ВТО на условиях, которые предусматривают сохранение повышенных таможенных тарифов для ряда отраслей в течение переходного периода. Гипотетически вступление стран ТС в ВТО на условиях большей открытости, чем та, которая обеспечивается в России, может ослабить тарифную защиту российского рынка", - говорит замначальника отдела странового анализа аналитического управления Евразийского банка развития Константин Федоров.
Россию это не может не беспокоить. Первый вице-премьер Игорь Шувалов ранее предупреждал, что Евросоюз и США в ходе переговоров с Казахстаном о присоединении к ВТО хотят получить то, что не получили во время переговоров с Россией в рамках ВТО. По его словам, Россия договорилась с ЕС и США по уровню таможенной защиты по наиболее чувствительным секторам: самолеты, вертолеты, сельхозтехника и автомобили. Однако "теперь как раз западные партнеры говорят (Казахстану), что давайте, включайте в общую формулу все эти чувствительные позиции, уменьшайте соразмерно уровень таможенно-тарифной защиты", сказал Шувалов.
По его словам, хотя казахстанский рынок важен сам по себе, российский рынок для Запада является более значимым. Ведь при прямом пересчете размер экономики России составляет 2000 млрд долларов, а Казахстана - 200 млрд долларов. "И сейчас они пытаются использовать эту ситуацию (переговоры с Казахстаном), чтобы войти на наш рынок ровно на тех условиях, которые мы отвергли", - заключил первый вице-премьер России. Казахстан, по его словам, оказался в роли "заложника".
"Запад старается через Казахстан зайти на российский рынок, если это удастся, все достижения России на переговорах по ВТО будут сведены к нулю", - согласен директор аналитического департамента компании "Альпари" Александр Разуваев.
"Если страна - член ТС вступит в ВТО без принятия защитных таможенных барьеров для ряда отраслей, то может начаться процесс реэкспорта самолетов, вертолетов, автомобилей и прочей продукции в Россию с минимальными таможенными и транспортными издержками, что снизит стоимость этой продукции, а соответственно, увеличит конкурентоспособность импорта", - подтверждает аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян.
Россия, когда вступала в ВТО, согласовывала тарифные условия с Казахстаном и Белоруссией. То же самое должен будет теперь сделать и Казахстан. Как указывает завлабораторией международной торговли Института экономической политики Гайдара Александр Кнобель, совет ТС, где каждая страна имеет один голос и может наложить вето, ранее уже принял правила единого таможенного тарифа и его изменения вплоть до 2020 года. Если Казахстан в угоду ВТО захочет изменить эти договоренности в рамках ТС по таможенным тарифам, то Россия имеет право заблокировать такое решение, прямо угрожающее отечественной промышленности.
"Если же Казахстан посчитает, что для него присоединение к ВТО на условиях, которые выдвигают ЕС и США, важнее, чем интеграция в рамках ТС, то тогда это может привести к чему угодно. Либо к выходу Казахстана из Таможенного союза, либо к тому, что формально ТС продолжит свое существование, но будет интеграционный откат назад, либо к тому, что Россия, желая сохранить ТС любой ценой, пойдет на любые условия, которые выдвигает Казахстан. При этом надо понимать, что Белоруссия, скорее всего, будет против. Поэтому России, чтобы сохранить это интеграционное объединение, надо будет компенсировать потери Белоруссии, а потом и Армении, которая скоро, судя по всему, присоединится к ТС", - считает Александр Кнобель.
Впрочем, в данном вопросе российское руководство будет твердо стоять на своем и вряд ли позволит ЕС (или США) нанести вред собственным отраслям, считает Авакян.
Сложная ситуации разрешится только в том случае, если Казахстан добьется от ВТО тех же условий по таможенным тарифам, что и в свое время Россия. Сделать это будет сложно.
Однако Александр Разуваев верит, что ЕС и США в итоге уступят. "Запад всегда предпочитает договариваться с сильными. Поэтому думаю, когда он столкнется с единой позицией России и Казахстана, то даст ход назад. И условия вступления Казахстана будут близки к российским. Это экономическая логика", - считает Александр Разуваев.
Однако надо понимать, что ВТО не сильно волнуют договоренности Казахстана с Россией в рамках ТС. Ее интересует пошлины, которые Казахстан будет принимать. Дело в том, что
ТС юридически отсутствует в списке ВТО как субъект международного права,
указывает Кнобель. То есть Казахстан не может сказать ВТО, что есть ТС, давайте в рамках него договариваться. Для сравнения: Европейский таможенный союз является полноценным субъектом международного права. И в рамках ВТО все переговоры ведутся не с отдельными странами, например, с Германией, Италией, Францией, а именно с Еврокомиссией как представителем ЕС.
Фото: rufox.ru