С 1 января 2015 г. на базе созданных Россией, Белоруссией и Казахстаном Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) должен быть создан Евразийский экономический союз. А это значит, что все основные решения, определяющие принципы его функционирования, должны быть выработаны и согласованы в течение этого года. Кроме того, в течение 2014 года предстоит понять, пришло ли время окончательного разделения республик бывшего СССР или нет.
О планах согласования договора по Евразийскому союзу в этом году неоднократно заявляли высокопоставленные представители "интеграционной тройки". Так, 12 августа 2013 г. заместитель главы казахстанского МИДа Кайрат Сарыбай на брифинге в Службе центральных коммуникаций при Президенте Казахстана сообщил, что договор о Евразийском экономическом союзе будет подготовлен до 1 мая 2014 г., а в настоящее время идет работа по унификации его договорно-правовой базы. О том, что договор будет подписан в мае 2014 г., на декабрьском саммите ТС в Москве говорил президент России В. Путин. 9 января председатель правительства России Дмитрий Медведев поручил главе МИДа Сергею Лаврову и министру экономического развития Алексею Улюкаеву до 17 апреля обеспечить согласование проекта договора о Евразийском экономическом союзе, а также подготовку проекта федерального закона о его ратификации.
2013 год для Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана оказался непростым.
Впервые с момента своего создания ТС, приступивший к работе в июле 2011 г., а с 1 января 2012 г. дополненный Единым экономическим пространством, столкнулся с падением объемов взаимной торговли.
Если в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом она выросла на 33,9%, а в 2012 г. - на 8,7%, то в январе-сентябре 2013 г. сократилась на 6,6%. Евразийская экономическая комиссия объяснила это резким сокращением поставок российской нефти в Белоруссию, которые за аналогичный период прошлого года выросли почти в 2,5 раза. Без их учета объем взаимной торговли вырос на 1,8%.
Однако кризисные тенденции в экономиках стран ТС налицо, и 2013-й стал первым для объединения годом без существенных экономических успехов.
В кризисе находится крупнейшая экономика ТС - российская, в которой явно наметился промышленный спад. Без преодоления кризиса в России, на долю которой приходится более 80% совокупного ВВП стран-участниц ТС, преодоление спада взаимной торговли в рамках союза будет невозможным.
Ключевой вопрос создания Евразийского экономического союза - структура и полномочия ее руководящих наднациональных органов. По итогам декабрьского саммита Таможенного союза президент Белоруссии А. Лукашенко сформулировал пять основных моментов, вызывающих споры: международно-правовой статус союза, определение компетенции государств, характер актов высшего и межправительственного советов, которые должны быть не политическими документами, а обязательными для всех нормативными актами, а также расположение органов союза и кадровые квоты. При этом разногласия как по функциональной, так и по институциональной частям договора о создании союза между его участниками, по словам Н.А. Назарбаева, пока сохраняются.
Сегодня уже очевидно, что аналогом ЕС, существенно огранивающим суверенитет входящих в него государств, евразийский союз в ближайшее время не станет.
На построении чисто экономического союза, наднациональные органы которого обладают лишь координирующими и регулятивными функциями, постоянно настаивает Казахстан. На декабрьском саммите Н. Назарбаев назвал неприемлемым предложение А. Лукашенко наделить высший совет наднациональными полномочиями, обязательными для всех его участников. По словам казахстанского лидера: "Мы строим экономический союз, поэтому задача комиссии не включать в договор положения, выходящие за пределы экономической интеграции", такие как охрана границ, миграционная политика и система обороны.
Ранее Казахстан выступил против создания евразийского парламента, назвав саму идею нереальной. Секретарь правящей в Казахстане партии "Нур Отан" Ерлан Карин в сентябре 2012 г. заявил, что "создание наднациональной политической структуры нами не может обсуждаться в принципе, поскольку это напрямую затрагивает суверенитет нашей страны". Позицию Казахстана понять можно - в республике существует гораздо более сильная, чем в других странах ТС оппозиция участию в деятельности этого объединения, а расставаться с недавно обретенным суверенитетом в условиях заметных по сравнению с другими государствами СНГ социально-экономических успехов казахские элиты не хотят. Кроме того,
Казахстан больше других участников ТС пострадал от повышения ввозных таможенных пошлин, вызвавших рост цен и недовольство со стороны части населения.
В обозримой перспективе эксперты также считают нереальным введение единой валюты, общего бюджета и единого налогового кодекса. 15 января руководитель отдела налоговой политики Евразийской экономической комиссии Нурматбек Мамбеталиев на гайдаровском форуме в Москве отметил, что введение единой валюты является вопросом весьма отдаленной перспективы и сейчас на повестке дня не стоит. Не планируется и разработка единого налогового кодекса, хотя различия в налогообложении создают ряд проблем, в частности - по свободному передвижению капитала и рабочей силы. Из-за существенных экономических различий между странами заведующий кафедрой факультета государственного управления Академии госслужбы Владимир Климанов в настоящее время считает невозможным и формирование единого бюджета. Тем не менее, участники ТС продолжают работать над формированием общего экономического пространства - к марту 2014 г. должен быть готов список остающихся в рамках ТС и ЕЭП изъятий и ограничений, а также определены сроки их устранения. На декабрьском саммите Таможенного союза решено передать полномочия по контролю за соблюдением единых правил конкуренции Евразийской экономической комиссии, а нарушение этих правил отдать на рассмотрение Суда Евразийского экономического сообщества.
Определенные проблемы возникли и с определением географических контуров союза. Если ранее главным кандидатом на присоединение к ТС была Киргизия, имеющая статус кандидата, то в 2013 г. ее явно опередила Армения.
К вступлению в союз Киргизия, заявившая о намерении присоединиться к нему еще в апреле 2011 г., должна была быть готова к декабрю 2013 г. Однако разрешить все связанные с этим противоречия не удалось.
В 1998 г. Киргизия первой в СНГ стала участником ВТО. В результате она оказалась в сильной торгово-экономической зависимости от Китая, превратившись в главный транзитный центр для реэкспорта китайских товаров в Казахстан и Россию.
По оценке Всемирного банка доля расположенного под Бишкеком крупнейшего вещевого рынка Центральной Азии "Дордой" в ВВП Киргизии составляет 33%, а всего в торговле и в связанных с ней секторах занято до 800 тыс. человек, или ? всего трудоспособного населения страны. В критической зависимости от КНР находится и швейная промышленность, работающая на китайских тканях и фурнитуре. В этой отрасли действуют около 5 тыс. швейных цехов и только Бишкеке занято свыше 300 тыс. человек.
Присоединение к ТС вынудит Киргизию поднять таможенные пошлины, что снизит ключевые конкурентные преимущества ее экономики и лишит доходов целый ряд влиятельных бизнес-структур, сложившихся вокруг китайского экспорта. Именно они, по мнению экспертов, оказывают определяющее влияние на политику нынешнего руководства Киргизии, препятствуя ее вхождению в союз. 11 декабря первый вице-премьер республики Джоомарт Оторбаев в ходе совещания с участием президента республики Алмазбека Атамбаева заявил, что Киргизию не устраивает дорожная карта присоединения республики к Таможенному союзу. По его словам, документ был разработан Евразийской экономической комиссией без согласования с киргизской стороной и потому не отвечает интересам Кыргызстана. В существующем виде дорожная карта его абсолютно не устраивает, так как может привести к значительным социальным проблемам в стране. В ответ Киргизия направила в ЕЭК свой вариант дорожной карты, который, по ее мнению, и должен стать основой для продолжения переговоров.
16 декабря президент Киргизии А. Атамбаев на пресс-конференции подтвердил, что Киргизия присоединится к Таможенному союзу только в том случае, "если будут выполнены требования Бишкека". "По "дорожной карте", которую утвердили без нашего участия, мы не будем вступать в этот союз, это я гарантирую, - уточнил он, - Мы пойдем только путем, который отвечает интересам граждан Киргизии". При этом А. Атамбаев признал, что у республики "мало альтернатив" Таможенному союзу. Ранее киргизские эксперты говорили, что республика понесет потери в любом случае. Для вхождения в ТС придется поднять таможенные пошлины. Отказавшись от евразийской интеграции, Киргизия неизбежно столкнется с таможенными пошлинами со стороны самого ТС, в частности, по таким чувствительным для нее товарам, как нефть и нефтепродукты.
В качестве условий вступления в ТС Киргизия требует предоставить трем крупнейшим оптовым рынкам, где торгуют китайскими товарами или произведенными из них изделиями, статус зон свободной торговли, установить таможенные льготы примерно по 400 товарным позициям на 5-10 лет, а также создать за счет стран-участниц союза денежный фонд, который будет финансировать потери от адаптации к новой экономической ситуации. 7 декабря все тот же Джоомарт Оторбаев на пресс-конференции заявлял, что республика рассчитывает на помощь России, Белоруссии и Казахстана в вопросе возможных выплат компенсаций странам-участницам Всемирной торговой организации в случае вхождения в Таможенный союз. Вступление в ТС, по его словам, приведет к увеличению пошлин, из-за чего некоторые входящие в ВТО страны могут потребовать компенсации, а денег на это у республики нет. Вице-премьер также опасается, что вступление в ТС может привести к росту цен на продукты питания внутри республики, так как товаропроизводители будут поставлять их на рынки с более высокими ценами, что может обернуться подорожанием продовольствия в самой Киргизии.
Однако перспективы оплачивать интеграцию Киргизии не вызывают у государств-участников ТС энтузиазма.
Президент Казахстана Н.А. Назарбаев на заседании Высшего евразийского совета в Москве 24 декабря заявил о недопустимости присоединения к союзу стран с сохранением особых таможенных режимов - вариант, который всячески стремится отстоять Киргизия. Половинчатых вступлений в ТС, по его мнению быть, не должно.
Сомнения в скором вхождении республики в союз выражают и киргизские эксперты. Так, по словам Алишера Мамасалиева, ратифицировать все необходимые соглашения власти страны к началу следующего года не успеют. "Не уверен в том, что правительство Киргизии будет готово к 2015 году в полном объеме завершить все соответствующие процедуры для вхождения страны в Таможенный союз, - заявил он в интервью информационному агентству "Регнум". В первую очередь это связано с вопросами согласования проекта дорожной карты, во вторую - с возможным обострением весной 2014 г. внутриполитической обстановки. Процесс интеграции, по его мнению, должен быть растянут во времени, и чем дольше он будет длиться, тем для Киргизии лучше.
Показательно, что Армения, которая решила присоединиться к Таможенному союзу только в сентябре прошлого года, уже сумела обогнать Киргизию. 24 декабря Высший евразийский совет согласовал дорожную карту по присоединению Армении к ТС, а 27 декабря премьер-министр республики Тигран Саргсян заявил, что в мае 2014 года, скорее всего, будет подписано соглашение о присоединении к Таможенному союзу. В июне соответствующие документы должны поступить на ратификацию в парламенты стран-участниц организации. Принятию решения о вхождении в союз, по словам главы правительства, предшествовали масштабные исследования, показавшие, что членство в ТС откроет для Армении новые экономические перспективы, позволив выйти на обширный рынок объединения. По расчетам Евразийского банка развития вступление в союз в течение двух ближайших лет позволит дополнительно увеличить ВВП Армении на 4-4,5%.
Решающий год евразийской интеграции должен завершиться созданием экономического союза, объединяющего территорию площадью более 20 млн кв. километров (15% мировой суши) и населением более 170 млн чел.
Вместе с тем, он может стать временем окончательного разделения республик бывшего СССР. Азербайджан, Грузия, Туркмения и Узбекистан присоединяться ни к Таможенному, ни к Евразийскому союзу не хотят, а позиция Таджикистана и Украины до сих пор под вопросом. И окончательной ясности в вопрос о границах союза будущий год, скорее всего, не внесет.
Фото: tks.ru