Уже в девятый раз Scania провела международный конкурс механиков Top Team. Среди участников были даже девушки, но парни все же преобладали... Журналист "Авторевю" побывал в немецком Кобленце на одном из этапов, где участвовала российская "сборная".
Scania любит устраивать международные конкурсы. В прошлом году россиянин чуть не выиграл всемирный финал и взял "серебро". Оказывается, есть еще и соревнования среди механиков. Они начались в 1989 году со скромного внутришведского конкурса, а в нынешнем году в этих "олимпийских играх" участвовали восемь тысяч механиков из 63 стран, включая азиатские, африканские и Австралию. Идея хорошая, ведь квалифицированные механики ценятся не меньше, чем квалифицированные водители грузовиков!
Конкурс проходил в пять "квинтафиналов": в каждой из пяти групп по десять команд и только две из них могли отправиться на финал. Отборочный российский тур выиграли механики из петербургской компании Петроскан: в команде - семь человек, среди них три электрика и "агрегатчик", то есть специалист по ремонту агрегатов. Их соперники по "квинтафиналу" - немцы, швейцарцы, венгры, болгары.
А вот журналистов-наблюдателей практически не было: кроме меня присутствовали еще два человека. Впрочем, и фотографировать можно было "без деталей": если бы подробные снимки с соревнований появились, скажем, в фейсбуке, другим группам было бы легче справляться с заданиями. К тому же нам, свидетелям, пришлось наблюдать за ходом конкурса молча - и не подсказывать, хотя иногда очень хотелось!
Дело в том, что наши ребята-механики, увы, почти не говорят на английском - это серьезный минус, который сказался и на времени, и на качестве выполнения заданий. Правда, и перевод заданий на русский был так себе. Например, требовалось оценить некие последствия, которые были переведены как "последовательность". Разумеется, наши ответили неверно.
Первый тест был сугубо теоретическим, этакий Scania-ЕГЭ: на пятьдесят вопросов - двадцать минут. И тут помимо языковых проблем сказались идеологические. Ведь тест составлялся без учета специфики рынков! Неудивительно, что к вопросам, к примеру, о биотопливе, которым бредит Западная Европа, наши ребята оказались не готовы.
Да и два последующих практических этапа прошли неважно. В тягаче не сразу удалось обнаружить неисправность (отказ управления вентилятором), и на ремонт уже не хватило времени. Некий блок, вышедший из строя в редком для нас автобусе OmniExpress, наши механики вообще не нашли.
Зато они неожиданно легко справились с самым трудным для европейцев этапом - починкой дизель-генератора. Ведь в нашей стране дизель-генераторы - зачастую главные помощники и спасители геологов, нефтяников, газовиков... В итоге неисправность обратного клапана насоса ручной подкачки питерцы нашли всего за одиннадцать минут, изумив видавших виды инструкторов.
Потом были задания на "работу в команде" типа запуска бумажных самолетиков или ловли воздушных шаров: они забавны, но не имеют отношения к реальной работе механиков.
А насколько огромен разрыв мировоззрений между нами и европейцами, показало задание "Собери нужные вещи для выезда к сломавшемуся клиенту". Помимо инструментов, одежды и запасных частей ребята не задумываясь положили к ногам манекена банан и бутылку с водой, имитировавшие запас еды. Очаровательная девушка-инструктор из Швеции недоуменно подняла брови: "Вы берете с собой ланч на выезд?"
Механик Сергей, которому недавно довелось сгонять из Питера в Сыктывкар к клиенту-лесовознику (три дня на дорогу, четыре дня там и три дня обратно), только грустно усмехнулся. О каком ланче речь, если с собой нужно брать ящик тушенки и газовую горелку! Условия жизни по дороге - как на Марсе. Но как это объяснить европейцам?
Итог - пятое место в десятке "квинтафиналистов", и дальше этапа в Германии россияне, увы, не прошли, равно как венгры и болгары (они набрали еще меньше баллов).
Что же касается финала, который прошел в шведском Седертелье, то его выиграли не сами шведы или, скажем, немцы. А австралийцы! Притом что "грузовой" рынок Австралии весьма скромен. Но, видимо, это тот случай, когда берут не числом, а умением...
Фото: 495buksir.ru
Авторевю