Перед крахом ОАО АКБ "Инвестбанк" его главный бенефициар и контролирующий владелец Сергей Мастюгин создал финансовый "пылесос" по перекачке почти 10 миллиардов рублей из Воронежа и Воронежской области. 4,5 млрд. составили вклады юридических лиц, в т.ч. около 3 млрд. - ОАО "Концерн "Созвездие". Около 5 млрд. - вклады физических лиц. В отчетах для Центробанка господин Мастюгин представлял проект грузового терминала KENON как собственный, в то время как деньги на приобретение шли из Инвестбанка.
Соавтором финансовых схем является давний компаньон Мастюгина, акционер Инвестбанка Наталья Глухова (19,8% акций), сообщает движение "Россия без грязных банков!" (РБГБ).
В главной житнице Черноземья никаких серьезных бизнес-проектов у "Инвеста" не было, но деньги воронежских вкладчиков исправно уходили в "Нью-Васюки" - строительство логистического центра KENON в Чите и угледобычу в Забайкальском крае. Только 12 декабря 2013 года (за день до отзыва лицензии!) Инвестбанк выдал по кредитной линии для ООО "Стройкомплекс", задействованного в проекте ЛЦ KENON, транш на сумму почти 100 млн. рублей! Это были последние деньги, которые ушли из мастюгинского Инвестбанка за несколько часов до его краха.
В отчетах для Центробанка господин Мастюгин представлял проект грузового терминала KENON как собственный, в то время как деньги на приобретение пошли из Инвестбанка. Этот проект преподносился ЦБ РФ как потенциальный залог на технический портфель.
Главный идейный организатор проекта ЛЦ KENON - подконтрольная Мастюгину консалтинговая компания Международный центр содействия бизнесу (МЦСБ) ESTUARY ("Устье реки"). Офис ESTUARY находился в китайском бизнес-парке "Гринвуд" (Greenwood) в Красногорском районе Московской области. Здесь же 18 сентября 2012 года Мастюгин, тогдашний председатель правления Инвестбанка Константин Корищенко (зампред ЦБ в 2002-2003 годах, гендиректор ММВБ в 2008-2010 годах) и гендиректор БП "Гринвуд" Цай Чуншэн открыли офис продаж "Инвеста".
Кроме KENON в "портфолио" проектов ESTUARY значатся еще два угольных месторождения в Забайкалье - Кутинское в Приаргунском районе (на Госбалансе 68 млн. тонн бурого угля) и Урейское (в 300 км от ближайшей железной дороги!) в Дульдургинском районе (всего 5,132 млн. тонн каменного угля). На все эти "потемкинские деревни" лопнувший Инвестбанк успел вывести более миллиарда рублей! В том числе на строительство терминала KENON - более 600 млн., на развитие угледобычи - более 400 млн.
Строительство первой очереди терминала KENON стартовало в июле 2013 года и по планам инициаторов проекта должно продлиться до декабря 2014 года. На 2015 год запланировано строительство второй очереди. Всего на базе KENON предполагалось разместить складской комплекс площадью более 65 тыс. м? и производственную зону площадью 52 тыс. м?.
25 октября 2013 года компания ESTUARY провела первую презентацию KENON на конференции РБК "Проблемы современной логистики 2013". Уже 22 ноября проект был одобрен в Комитете по логистике Торгово-промышленной палаты РФ и рекомендован к рассмотрению Правительству Забайкальского края и Деловому совету российской части ШОС. Также проект поддержали компания "Концепт Лоджик" (Concept Logic) и агентство "МАРКЕТ ГАЙД" (Market Guide).
А уже через три недели, 13 декабря 2013 года, у Инвестбанка была отозвана лицензия. Как отметил тогда зампред ЦБ РФ Михаил Сухов, у "Инвеста" не имелось каких-либо качественных активов, чтобы привлечь стандартное рефинансирование по линии госрегулятора.
И действительно,
на бумаге KENON рекламировался как единственный терминал класса "А", площадка по внедрению технологи 3PL (Third Party Logistics, "логистика третьей стороны"), оптимизации товаропотоков между Россией и Китаем по трансконтинентальному маршруту Шанхай-Чита-Москва, быстрой таможенной очистке товаров, сокращению сроков перевозок грузов (до 22 дней) и их удешевлению.
На практике этот прожект оказался некачественным активом, ширмой для банального вывода средств почти 20 млн. долларов.
На месте реализацией несбыточного проекта по завышенной стоимости занималось читинское ООО "Стройкомплекс", арендовавшее на срок до 1 июля 2019 года у Департамента госимущества и земельных отношений Забайкальского края земельный участок бывшего автосборочного завода площадью более 70 тыс. м? в городе Чита.
Как уже отмечалось выше, только за день отзыва лицензии, 12 декабря, когда в Калининградском филиале "Инвеста" уже стояли гигантские очереди клиентов, мастюгинский банк ничтоже сумняшеся выделил для ООО "Стройкомплекс" по кредитной линии транш на сумму почти 100 миллионов рублей! И это были последние деньги, которые были выведены из мастюгинского Инвестбанка накануне его краха.
Спрашивается, зачем и под что? Арендованный участок не имеет своей железнодорожной ветки к Транссибу. Граница с Китаем находится в 500 км и там уже действуют подобные объекты, например терминально-складской комплекс (ТСК) "ДВТГ-Терминал" в райцентре Забайкальск и другие.
Притом по официальным данным Читинской таможни, только за 2013 внешнеторговый оборот в регионе снизился почти на 3%. Даже пришлось ликвидировать отдельную Забайкальскую таможню, обслуживавшую границу с Китаем, и реорганизовать ее во внутренний таможенный пост Читинской таможни.
Сейчас пока неизвестно, что происходит с имущественными комплексами ЛЦ KENON и угольных разрезов, включены ли они в состав конкурсной массы? Наложены ли аресты на это имущество? Не пытается ли Мастюгин и его сообщники увести это имущество из конкурсной массы? Чтобы не допустить исчезновения активов, обманутые вкладчики Инвестбанка при поддержке общественного движения "Россия без грязных банков" (РБГБ) готовят запросы в компетентные органы.
Фото: newsland.com