Увеличение спроса оценивается в 26%, причина — рост объема грузоперевозок.
На фоне роста объема грузоперевозок логисты вынуждены оптимизировать свои ресурсы. Спрос на контейнеры и оборудование для хранения значительно вырос в связи с расширением складских площадей и потребностью в оптимизации логистических процессов. Кроме того, в отрасли готовятся к Новому году и ожидаемому увеличению потока товаров. Стали популярны стихийные склады, состоящие из контейнеров, а также индивидуальные мини-склады для хранения вещей. О том, как рынок логистики перестраивается под новые условия, — в материале «Известий».
Почему вырос спрос
Спрос на логистическое оборудование в третьем квартале 2025 года вырос почти на треть по сравнению аналогичным периодом прошлого года, сообщили «Известиям» аналитики. В частности, по данным «Авито», заметнее всего вырос спрос на контейнеры — на 69% за год.
«Бывшим в употреблении оборудованием для логистики и склада за год интересовались на 40% чаще, а новым — всего на 1%», — добавили эксперты платформы.
Тенденцию подтвердил и коммерческий директор федеральной компании «Скиф-Карго» Михаил Коптев. Это связано с расширением складских площадей и потребностью в оптимизации логистических процессов.
— Наиболее востребованы сегодня контейнеры, системы хранения и базовое складское оборудование — от стеллажей до подъемно-транспортной техники, — сказал он. — Это отражает общий тренд на развитие логистической инфраструктуры. Мы используем как новое, так и бывшее в употреблении оборудование.
Вторичный рынок, по его словам, стал заметно активнее — он позволяет быстрее закрывать потребности и экономить бюджет, особенно при расширении складов или временных проектах. Главное — проверять техническое состояние и надежность поставщика.
После ухода с российского рынка крупнейших зарубежных производителей у бизнеса осталось два варианта, отметил управляющий директор 3PL-оператора NC Logistic Гарольд Власов.
— Либо пытаться приобрести привычные модели за рубежом по завышенной цене, с предоплатой и без какой-либо гарантии, либо переориентироваться на вторичный рынок, — рассказал он. — В большинстве случаев выбирают закупку бывшей в эксплуатации техники, которая проходила регламентное обслуживание. Часть оборудования приобретается в качестве донора для ремонта, чтобы продлить жизненный цикл существующего парка.
На вторичном рынке формируется устойчивый спрос не только на технику — штабелеры (используются для подъема, перемещения и штабелирования грузов на поддонах) и погрузчики, — но и на складские системы в целом: сортировочные линии, конвейеры и автоматизированные решения.
Кроме того, динамика на рынке грузоперевозок определяется и сезонными тенденциями, напомнил коммерческий директор ГК «Ориентир» Артем Хомышин. В логистике сейчас идет этап подготовки к новогоднему периоду: увеличиваются объемы товаропотока в страну, чтобы обеспечить продажи в праздничный сезон. Поэтому сейчас наблюдается повышенный спрос на контейнеры и оборудование для хранения.
Какова ситуация на рынке складов
За прошлый год автомобильные перевозки выросли на 8,3%, достигнув 7 млрд т, и этот тренд продолжается, сказал ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев. По последним данным Росстата, за восемь месяцев 2025 года грузооборот автомобильного транспорта в коммерческом сегменте вырос на 37,3%, а объем перевозок увеличился на 12,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
За первые девять месяцев этого года в Москве было куплено и арендовано 1,8 млн кв. м складов, уточнил партнер, руководитель департамента управления строительными проектами Commonwealth Partnership Павел Якимчук. Еще 1,1 млн кв. м новых помещений построено.
— Средневзвешенная ставка готового высокотехнологичного помещения в Москве 2025 году составляет 11,6 тыс. руб. за квадратный метр, — сказал он. — Арендные ставки строящихся помещений составляют 9–13 тыс. руб. за «квадрат».
При этом в течение года наблюдался спад на рынке строительства складских помещений по сравнению с показателями 2024 года, рассказал управляющий партнер компании «Билдсервис», член Генсовета «Деловой России» Владимир Комлев.
— Одной из основных причин стала высокая ключевая ЦБ, — сказал он. — Однако уже в августе рынок постепенно начал оживать, спрос восстанавливаться. Дополнительным стимулом к новым строящимся складским объектам выступает продолжающийся рост популярности e-commerce. Покупатель привык к удобному методу доставки товаров одновременно от разных производителей и категорий товаров.
При этом 2025 год обещает стать рекордным по объему ввода складских площадей, отметила президент Ассоциации «Альянс экспертов рынка недвижимости» (АЭРН) Яна Кузина.
— Рынок вступил в фазу насыщения и балансирует между высоким объемом нового предложения и немного сжавшимся на фоне дорогих денег спросом, — сказала она. — При этом часть новых объектов формируется за счет отказных проектов, которые изначально создавались «под клиента».
Сокращение спроса, по ее словам, в этом сегменте относительно краткосрочное явление, так как наблюдается отложенный спрос и ожидания клиентов сокращения ставок и снижения цен.
Активное развитие маркетплейсов и постепенное отмирание покупок товаров по системе офлайн-торговли дают объективную аналитическую оценку рынка застройки складских помещений как инвестиционно-привлекательную, добавил Владимир Комлев.
— Компании стараются оптимизировать своих расходы на всех этапах продаж и поэтому обращаются к вариантам в виде создания складов из контейнеров, — пояснил эксперт. — Удешевление начинается с того, что используются б/у контейнеры. В сравнении с полноценным девелоперским строительством складов возведение этих конструкций занимает гораздо меньше времени.
Прогноз объема возведения складских помещений до конца года может составить до 4 млн кв. м. Однако спрос может сократиться до 47% относительно аналогичного периода прошлого года и достигнуть уровня пандемийных лет, добавил Павел Якимчук.
Как появляются стихийные склады
Один из главных трендов в логистике — закупка бывшего в употреблении оборудования и контейнеров, подтвердил владелец сети дилерских центров коммерческого транспорта «Альянс Тракс» Алексей Иванов.
— Экономия здесь реальная: б/у морские контейнеры стоят на 15–20% дешевле новых, при этом сохраняют все функциональные характеристики, — отметил он. — Особую популярность приобретают так называемые стихийные склады — логистические площадки, собранные из контейнеров.
Для малого и среднего бизнеса это выгоднее, чем арендовать крупное складское помещение: аренда 20-футового контейнера обходится в 13–19 тыс. рублей в месяц против многократно более высоких затрат на классический склад. Плюс мобильность — контейнер можно перевезти при необходимости, что даёт гибкость в планировании
Хранение продукции в контейнерах многими импортерами и поставщиками, как правило, связано не с рыночной необходимостью, а с особенностями организации цепочек поставок, отметил Артем Хомышин.
— Часто компании просто не успевают наладить полноценные складские решения, — сказал он. — Между тем хранение на складе экономически выгоднее: за простой контейнера приходится платить значительные суммы. Кроме того, при хранении в контейнерах невозможно эффективно подбирать заказы — продукция все равно должна поступать в распределительные центры, где формируются отгрузки для торговых сетей или конечных покупателей в соответствии со спецификацией заказов, а не спецификацией поставки при импорте.
В случае ликвидации или переезда бизнеса контейнеры проще демонтировать и перенести, добавил Владимир Комлев. Но подобные альтернативы складам во многом больше вынужденная мера. Сам материал контейнеров подвержен коррозии, нет шумоизоляции, условия хранения нестабильны, зависят от влажности и перепада температур.
— Для оборудования надежного контейнерного бокса требуются дорогостоящие вливания на утепление и вентиляцию, — сказал эксперт. — Из чего можно сделать вывод, что популярность экономных методов хранения хоть и присутствует на рынке, но подходит далеко не всем.
Кроме того, вырос запрос среди россиян на хранения вещей на складах. По данным аналитического ресурса Чек Индекс «Платформы ОФД» и российского сервиса складов индивидуального хранения «МегаСклад», число людей, которые хранят вещи на складах и в кладовках, выросло на четверть в 2025 году. Наибольший рост показала аренда складов под хранение шин, сезонных вещей, а также аренда площади для спортинвентаря.
По словам Игоря Расторгуева, перед отраслью стоят вызовы — дефицит квалифицированных водителей, рост издержек, необходимость адаптации к новым маршрутам.
Для этого компании внедряют современные технологии управления перевозками, развивают беспилотный транспорт, строят новые распределительные центры.
— Все это создает фундамент для дальнейшего устойчивого развития и укрепления транспортной инфраструктуры страны, — подчеркнул эксперт.
В ближайшей перспективе спрос на складские объекты в 2025 году может снизиться на 20% относительно 2024 года из-за охлаждения активности крупных маркетплейсов, полагает Алексей Иванов. Но рост производственного сектора и импортозамещение будут поддерживать запрос на логистическую инфраструктуру.
