← Автосервис, запчасти, шины

Белые против Серых

"Концерн "Тракторные заводы" вновь пригласил журналистов в Чебоксары, чтобы познакомить их с двумя своими предприятиями из числа многих других - на этот раз с "Промлитом" и заводом трансмиссий "Промтрактор". Компания создала добрую традицию - собирать в одном, так сказать, плавильном котле всех пишущих о машиностроении журналистов и нагревать их двумя стержнями - "обильной информацией" и "яркими впечатлениями".

Итак, "Концерн "Тракторные заводы" - крупнейший машиностроительный холдинг России, который производит разнообразную спецтехнику высокого качества и по российским, и по мировым меркам. Но, в отличие от большинства своих конкурентов, это - юное машиностроительное объединение, создание которого началось лишь в 1996 году, а основной бренд ЧЕТРА появился и вовсе в 2001-ом.  Поэтому для компании особенно важны связи с общественностью и СМИ, и за последние годы она здорово научилась показывать себя и рассказывать о себе.
Главной темой нынешней экскурсии стали запасные части. Нам показали полный цикл их производства - от литейного цеха, до сборки узлов и их испытаний. Экскурсия началась с инструктажа, поскольку литейное производство относится к разряду опасных. Eго провели Иван Макаревский, руководитель департамента продаж и маркетинга запасных частей ОАО "ЧЕТРА-Промышленные Машины", и Юрий Костромичев, заместитель генерального директора по металлургическому комплексу "Концерна "Тракторные заводы", исполнительный директор ООО "Промтрактор-Промлит".
Войдя в литейный цех №1, мы будто оказались в декорациях фильма "Терминатор" - огромные корпуса, в сумрачном воздухе не видно высоченного потолка, всюду невероятные металлические конструкции. Внешне выглядит все так, как это было в советские годы, однако процесс реконструкции предприятия, начавшись в 2006 году, и сегодня идет полным ходом. Например, только в 2013 году в модернизацию литейного производства вложили 1 млрд рублей. Эти деньги были потрачены на автоматическую формовочную линию немецко-японского концерна HWS (вторая такая же в настоящий момент монтируется), модернизацию дуговых сталеплавильных печей, модернизацию узлов стержневых автоматов фирмы Laempe, а также установку новых смесителей фирмы Simpson, два из которых уже введены в эксплуатацию.
Участок плавки - воистину масштабное и захватывающее зрелище, здесь рядком стоят шесть плавильных печей, каждая высотой с пятиэтажный дом. Управление каждой печью осуществляется из операторской кабины, откуда задаются химические и механические свойства металла. В год на "Промлите" выплавляется 250 тыс тонн чугуна, стали, алюминия, которые потом превращаются в детали железнодорожных вагонов, бульдозеров, погрузчиков и другой техники. Около 30% - это заказы со стороны, их размещают ГАЗ, УАЗ, УРАЛ, ведутся переговоры с John Deere, Volvo, Caterpillar.
Всего "Промтрактор-Промлит" выпускает 4,5 тыс видов продукции весом от нескольких граммов до нескольких тонн.
Вдруг начинает тревожно звучать сирена, это по воздушному монорельсу поехал с грузом на другой участок автоматический кран. Вообще народу вокруг мы видим мало, хотя рабочий день в самом разгаре. "Тракторные заводы" в погоне за качеством стараются минимизировать человеческий фактор - основной источник брака. И этот процесс идет на всех производствах компании.
Особо стоит отметить вопрос экологии. В цехах "Промлита" воздух, конечно, достаточно загрязнен, но за воротами он чистый, не даст обмануться абсолютно белый снег на всей территории. Еще бы, предприятие находится в черте города, поэтому на нем введен строжайший экологический контроль.
Далее мы садимся в автобус и перемещаемся в Испытательный центр. Здесь различные узлы и механизмы подвергаются всевозможным экзекуциям. Вот стенд, который имитирует переворот техники, сейчас в нем мучают сдавливанием раму бульдозера Т-25. Выдержит ли она нагрузку в 180 т? Деформации есть, но в пределах нормы. В другом помещении наблюдаем как на кабину машиниста экскаватора с высоты 7-8 м обрушивают груз массой 310 кг. Ба-бах, и ничего, только вмятина осталась. Всего на "Промтракторе" 10 таких стендов, которые позволяют проводить испытания и на прочность и на ресурс.
И вновь садимся в автобус и через несколько минут оказываемся в святая святых производства спецтехники - на заводе трансмиссий. Экскурсию проводит новый исполнительный директор завода "Промтрактор" Валерий Ярмолович, который заступил в должность чуть больше месяца назад. Начинаем осмотр с участка корпусного литья. Здесь уже много лет работают уникальные автоматические универсальные обрабатывающие центры японской компании Mazak (каждый стоит около $ 1 млн), и их парк увеличивается. На таком оборудовании работают операторы только с высшим образованием. Людей на этом участке еще меньше, чем в "литейке", в смену трудятся 12-13 человек. Управление всем оборудованием с ЧПУ сведено в единый центр, люди в цехах только контролируют работу станков и при необходимости меняют программы. По цеху снуют "бесчеловечные" тележки Demag - пожалуй самая большая достопримечательность этого предприятия. Валерий Ярмолович говорит, что у основных конкурентов процесс автоматизации и роботизации производства ведется давно, многие компании далеко продвинулись. "Промтрактор" тоже идет по этому пути и стремительно догоняет конкурентов.
Заходим в "Комнату точных обмеров", в которой с помощью специального оборудования проверяется качество деталей, большинство выборочно, а некоторые, например, шестеренки подвергаются 100-процентому контролю.
Нужно сказать, что проектировали корпуса завода "Промтрактор" харьковчане, поэтому выполнены они в летнем варианте, и в климатических условиях Чебоксар приходится много ресурсов тратить на отопление. Огромные территории, огромные цеха, доставшиеся в наследство от советской гигантомании, в современных условиях - большая обуза. Поэтому на заводе идет процесс оптимизации производственных площадей: отдельные участки ремонтируются, утепляются, переоборудуются и превращаются в уголки образцового порядка и эффективного труда. Например, участок сборки трансмиссий для сельскохозяйственной техники выглядит как будто сделан из ЛЕГО - разноцветный, чистый, упорядоченный.
Таким же преобразованиям последовательно подвергаются все новые и новые цеха. Прошел эту процедуру и
участок сборки трансмиссий для тяжелой техники - это особое место, тут рождается самый сложный и самый важный узел бульдозеров и трубоукладчиков. Контроль качества здесь особый - все основные узлы проходят три этапа испытаний.
Все ради качества!
Знакомство с производством комплектующих на заводе "Промтрактор" позволило убедиться в том, что высококачественные детали и узлы для современной техники можно производить только на технологически сложном и технически совершенном предприятии, а также силами лучших специалистов.
Тем временем,
доля серых запасных частей к технике ЧЕТРА сегодня составляет 25-30% рынка.
Собственниками тракторов, бульдозеров и трубоукладчиков ЧЕТРА являются крупные компании, часто государственные, которые при закупке запасных частей обязаны проводить тендеры, в которых, как известно, побеждает тот, кто предложит наименьшую цену. Получается, что плутоватые производитель и продавец контрафакта находятся в лучших условиях, чем добросовестный создатель и первопроизводитель. Варианта у владельца техники только два. Пользоваться как бы дорогими родными запчастями и гарантиями производителя, или покупать дешевые серые запчасти, которые быстро выходят из строя и гарантий на них никаких. Дорого работать или дешево стоять?
Фото: bilmard.ru
Bilmard