Порты Одесской области - это морские ворота, через которые поступают в Украину основные объемы популярных импортных товаров. Около 200 компаний перевозчиков и экспедиторов Одесской области в начале марта 2014 года возобновили действия в рамках инициативы "Экспедиторы Одессы: взяткам нет!". Это своеобразный "крестовый поход" против коррупционеров в портах - работников ветеринарной службы, экологической службы, СЭС, налоговой и СБУ. Однако в первую очередь - против сотрудников Таможенной службы.
По словам предпринимателей, армия чиновников десять лет занимается вымогательством. Госслужащие называют свои расценки за беспрепятственный проезд через государственный морской порт. Если им не платят - грузы задерживают, а любая задержка в порту - это крупные денежные штрафы за простой, которые вынуждены платить грузовладельцы и экспедиторы.
О подробностях борьбы представителей морского бизнеса с чиновниками-коррупционерами рассказал "Экономической Правде" заместитель гендиректора Ассоциации международных экспедиторов Украины и член Совета Южного региона АСМАП (Ассоциации Автомобильных Перевозчиков Украины) Александр Захаров.
Захаров в экспедиторском бизнесе 30 лет. Окончил Одесский морской университет по специальности "Коммерческая эксплуатация морского транспорта" в 1980году. Работал: в порту Владивостока старшим диспетчером порта, в порту Одесса - заместителем главного диспетчера порта и замначальника транспортно-экспедиторской конторы порта. После этого на протяжении около 20 лет занимал пост генерального директора в транспортно-экспедиторском холдинге "Полярис".
- По вашим оценкам, какие суммы теневых платежей собирают таможенники в украинских портах?
- За любое действие таможни надо платить. Все экспедиторы сталкиваются с произволом в пунктах пропуска, с процедурами выдуманного контроля. Он имеет только одну цель - заставить платить таможеннику за ускорение процесса движения транспорта.
Система выстроена так, что ты обязан постоянно просить таможенника, а это подразумевает "благодарность". По самым скромным подсчетам,
на вынужденные благодарности уходит 100-200 долл за один контейнер с товарами.
Если таксы из перечня игнорируются, таможенники максимально затягивают оформление документов либо отказываются их принимать. Подтверждением этому является время нахождения автотранспорта на территории порта.
И это еще хорошая сводка. Бывают дни, когда полтысячи грузовиков стоят по тридцать часов и ждут от таможенников разрешения. Частные перевозчики и экспедиторы вынуждены платить миллионы гривен штрафов за простой машин, пока не договорятся с таможней.
Обратите внимание: по этой сводке около 300 большегрузных машин уже после их погрузки в порту "оформляются" около восьми часов! Причем 75% этих машин едут дальше транзитом на окончательное оформление, где дополнительно простоят двое-трое суток.
В случае отказа платить взятки сотрудники таможни не принимают документы к оформлению, затягивают процесс, угрожают еще большими простоями транспорта. При этом задержанные контрабандные грузы составляют лишь тысячные доли процента от реальной пропускной работы в портах.
- Какой ресурс освободится, если удастся победить в войне против коррупционеров?
- За год через Одесский и Ильичевский порты проходит не менее 500 тыс контейнеров. Значит,
таможенники в портах "выбивают" 50-100 млн долл каждый год.
Этот коррупционный "налог" закладывается в цену товара. В итоге, его выплачивают потребители при покупке импортных товаров в магазинах.
Если коррупцию остановить, то оседающие у таможенных бонз деньги вернутся в экономику страны. А экспедиторы смогут нормально конкурировать между собой, полагаясь не на размеры коррупционных подношений, а в умении выстраивать логистику и предоставлять качественные услуги клиентам.
- Как участники антикоррупционного движения "Экспедиторы Одессы: взяткам нет!" предлагают разрушать коррупционные схемы?
- Экспедиторы договорились, что больше не будут платить взятки, и предупредили об этом таможню. Когда груз специально задерживают для получения "подношения", рабочие группы в составе представителей компаний и юристов приезжают и составляют документы о задержке оформления грузов.
Эти документы затем можно передавать в контролирующие органы, однако часто проблему удается решить еще на этапе приезда группы.
- В каких случаях экспедитор может сам защитить свои позиции?
- За последние годы таможенное законодательство стало настолько сложным, что быстро разобраться и отстоять свои позиции невозможно. Таможенники могут извратить и исказить любое толкование законов и инструкций в свою пользу, полностью игнорируя интересы государства и налогоплательщиков.
Попробуйте быстро оформить груз чужого государства, используя закон "О транзите". Ничего не получится! Попытки доказать абсурдность и надуманность многих действий таможни в суде отстоять крайне тяжело.
Судьи принципиально не хотят принимать решения в пользу предпринимателей. Есть примеры судебных разбирательств, которые длятся уже пять лет.
- Каково количество участников антикоррупционного движения?
- Пока в акции участвуют около 200 компаний, на долю которых приходится более половины грузопотока в контейнерах. Для участников акции это хороший маркетинговый ход по привлечению новых клиентов. Те компании, которые продолжают потворствовать коррупции за счет клиентов, рискуют их потерять.
Экспедиторы - участники антикоррупционного движения уже отправляют грузы без выплат мзды чиновникам, хотя и не без сложностей.
Однако полностью искоренить коррупцию в портах невозможно без вовлечения в процесс руководства портов, областных властей и Мининфраструктуры. Пока этого нет.
- Антикоррупционная акция проходит только в портах Большой Одессы? Обращаются ли к организаторам движения компании из других портов?
- Обращались коллеги из Херсона. Контейнерный бизнес хорошо развит только в Одессе и Ильичевске. Экспедиторские компании привлекают много частного транспорта только в этих портах. Значит, участников внешнеэкономической деятельности можно массово "доить" именно здесь.
Когда порт обслуживает в основном железнодорожные грузопотоки, много не "наколядуєш".
- Было ли давление на участников акции?
- Нет. Обычно присылают познакомиться офицера из СБУ, который предлагает встретиться в кафе, обсудить проблему и навязать свою "помощь".
- Ощущаете ли вы поддержку со стороны каких-либо госструктур?
- Госструктуры еще ни разу не помогли. Скорее, наоборот. Автоконтейнеровозы стоят сутками в портах, вводятся новые поборы от государственных портов.
Только за 2011 год мы семь раз были на приемах в обладминистрации с этими расчетами, убеждали органы власти вмешаться, дать нам возможность нормально работать, но безрезультатно.
Как не было единой политики государства - даже не по развитию перевозок, а хотя бы сохранению того, что нам досталось еще от Союза, - так нет ее и сейчас.
Системы работы в портах складывались десятилетиями, часто людьми, далекими от понимания процессов. В результате государственные порты вместо того, чтобы составлять конкуренцию портам Турции, России и Молдовы, обслуживают таможенные схемы.
Профильные министры занимались чем угодно - нереальными транспортными мега-проектами, футболом, одесским оперным театром - только не проблемами портов и транспорта.
Каждые полгода десятки офицеров СБУ пытаются под предлогом поиска контрабанды заработать деньги.
Вот пока я отвечаю на ваши вопросы, в Одессу присылают очередную команду сотрудников СБУ. Во время военной агрессии другого государства против нашей Родины они будут "бомбить" контейнеры в портах.
- Как участники движения относятся к возможному проведению люстрации в отрасли, если будет принята необходимая законодательная база?
- Люстрация необходима. Портовую отрасль завели в тупик непрофессионалы непрофессиональными и прожектерскими действиями.
Какой смысл делать ставку на продажу частей государственных портов, когда объемы перевалки падают, а грузы уходят из украинских портов из-за неконкурентного обслуживания. За два года "реформирования отрасли" единственное, на что сподобились в отрасли, - это дноуглубление порта Южный.
А ведь точно так же углубляли и канал Прорва на Дунае во времена министра Винского. Кто-то оценил или оценит финансовые последствия этих "углублений"?
Или закупок "Хюндаев"? Или введение платных услуг для экспедиторов за регулирование очереди на въезд в порт? Причем платить надо частной фирме за право проехать в порт в порядке электронной очереди.
Чем еще занимались руководители Мининфраструктуры? "Евро-2012" обеспечивали. А то, что в портах нужно срочно менять стандарты работы, привлекать грузы, а потом уже продавать причалы, никого не волнует.
Понятно, что гораздо легче передать наиболее лакомые объекты олигархам, особенно когда их привлекательность искусственно снижена, чем заниматься тяжелым, но благодарным для нас, клиентов портов, реформированием.
Фото: epravda.com.ua