← Таможня и ВЭД

Таможенный эксклюзив в Торфяновке скоро ликвидируют

С 21 апреля может быть введен запрет на перевозку грузов с использованием книжки МДП (TIR) через таможенный пост Торфяновка под Выборгом. России не нравится деятельность гарантийной организации, управляемой из Женевы. Первоначально Федеральная таможенная служба планировала запретить перевозку грузов через таможенный пост МААП "Торфяновка" по книжкам МДП с 20 марта 2014 года. Потом запрет отложили до 31 марта. И вот новая дата - 21 апреля.

Финляндско-российская граница остаетсяединственным направлением, по которому пока еще можно перемещать грузы с применением книжки МДП. Причина такого "эксклюзива" - большая загруженность таможенного поста. Ежедневно из Финляндии в Россию через Торфяновку, по оценкам экспертов, следует 300-400 грузовых автомобилей, из России в Финляндию - до 150 фур. Большинство автомобилей оформляется по книжкам МДП (Carnet TIR). Это документ международного образца, облегчающий грузоперевозки через территории транзитных государств. Использование книжки МДП освобождает перевозчика от необходимости представлять гарантии, предусмотренные национальными правилами, по оплате таможенных пошлин и сборов, а также, как правило, позволяет не предъявлять груз к досмотру на промежуточных таможнях.  
В этом случае гарантии обеспечиваются Ассоциацией международных автомобильных перевозок (АСМАП). Если, скажем, груз потеряется в пути, АСМАП из своего фонда должна выплатить таможне компенсацию недополученных таможенных пошлин в пределах гарантийной ответственности.
Представитель консульства Финляндии в Санкт-Петербурге на условиях анонимности согласился прокомментировать ситуацию OK-inform:
- По последнему сообщению Федеральной таможенной службы России, с 21.04.2014 года она начнет применять распоряжение, препятствующее осуществлению перевозки грузов с применением книжки МДП через МАПП "Ваалимаа - Торфяновка". 70-80% грузовых автомобилей, проходящих границу через этот таможенный пост, использовали книжку МДП в качестве обеспечения. Большинство грузовиков - российские, перемещающие транзитные грузы в первую очередь из порта "Котка-Хамина", а также экспортные товары Финляндии в Россию.
"Ваалимаа - Торфяновка" - самый популярный таможенный пост для грузовиков: 45% всех грузовых машин, проезжающих финляндско-российскую границу, пересекают ее именно здесь.
Для сравнения: через МАПП "Нуйямаа - Брусничное" и МАПП "Иматра - Светогорск" проезжает примерно 40% всех грузовиков. Однако после вступления в силу упомянутого выше решения их число, безусловно, увеличится. Правда, путь по маршрут Котка - Санкт-Петербург станет длиннее на 60-90 км.
Пропускная способность и ресурсы этих таможенных пунктов ниже возможностей МАПП "Ваалимаа -Торфяновка". Особенно сейчас, когда там ведется реконструкция и проводятся работы по расширению.          
Принятие ограничительных мер в отношении процедуры МДП Россия обосновывает  возникшей ссорой с АСМАП, являющейся национальным гарантийным объединением. ФТС России утверждает, что АСМАП задолжала ей более 21 млрд рублей. Сумма задолженности образовалась в связи с невыполненными обязательствами по уплате таможенных налогов.
Согласно нашим представлениям, ФТС России хочет прекратить работу с АСМАП и избавиться от всей системы МДП, управляемой расположенным в Женеве Международным союзом автомобильного транспорта (IRU). Часть страховых премий, выплачиваемых за предоставление гарантийного обеспечения, поступает в пользу IRU.
ФТС России с 01.07.2014 года расторгает соглашение с АСМАП - и кто после этого будет выполнять функции гарантийного объединения, пока неизвестно.
ФТС России, по нашему мнению, заинтересована в создании национальной системы предоставления обеспечения таможенного транзита или соответствующей системы, действующей на территории Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества.  
На данный момент ФТС России недовольна условиями обеспечения транзита по книжке МДП и гарантийной ответственностью АСМАП - например, в случае, если таможенный груз был утрачен, похищен или таможенное декларирование было произведено ненадлежащим образом в месте назначения и т.п.
Вообще судьба грузоперевозок с применением книжки МДП представляется сейчас в пессимистическом свете.
Фото: mynews-in.net
OK-inform.ru