По итогам рабочего визита в Бразилию председатель российско-бразильской межправительственной комиссии с российской стороны, заместитель министра экономического развития Алексей Лихачев дал интервью "Российской газете". В нем он рассказал о расширении экономического сотрудничества двух стран и имеющихся сложностях.
Как Вы оцениваете состояние российско-бразильских отношений на сегодняшний день?
Алексей Лихачев: У нас, в принципе, неплохая динамика наших отношений. В среднесрочной перспективе заметно вырос товарооборот. По разным оценкам, он сейчас составляет до 5,5 миллиардов долларов. Приличен уровень инвестиций, сделанный российскими компаниями в экономику Бразилии. Мы его оцениваем где-то в районе одного миллиарда и двухсот миллионов долларов только прямых накопленных инвестиций. Поверьте мне, это не самые маленькие цифры, которые есть в российской статистике. Но если взять во внимание величину наших экономик, наше многочисленное население, особенно в Бразилии в данном случае, огромные территории, которые наши страны имеют, конечно же, уровень недостаточный. Я думаю, что и предмет деятельности межправкомиссии, и предмет разговоров наших руководителей, как вы знаете, есть комиссия высокого уровня, возглавляемая вице-президентом Бразилии и председателем правительства Российской Федерации, и, конечно же, высший уровень - диалог наших президентов, подразумевает поиск путей, принятие конкретных решений, направленных на увеличение торговли и инвестиций. Главной нашей задачей является найти пути увеличения торговли, найти пути увеличения инвестиционного сотрудничества. И, наверное, если бы одним словом сказать, как бы мы охарактеризовали наши торгово-экономические отношения, то слово это - "недостаточное".
Уже давно президенты наших стран поставили цель достичь уровня товарооборота в 10 миллиардов долларов. Какие перспективы развития наших отношений Вы видите? Есть ли камни преткновения, мешающие их расширению? Как российско-бразильская межправительственная комиссия рассчитывает их решать?
Алексей Лихачев: Наверное, есть только одна объективная сложность в наших отношениях, один объективный, очень высокий барьер, препятствующий развитию, - это физическое удаление наших стран, наших столиц, огромное расстояние, которое лежит между нашими территориями. Все остальное должно способствовать, должно содействовать развитию торговли. Мы очень подробно обсудили с моим партнером Эдуардо Душ Сантусом (первый заместитель Министра иностранных дел Бразилии - прим. "РГ") вопросы развития торговли и инвестиционных отношений, этот же вопрос также с профильными министерствами, в первую очередь с Министерством развития, промышленности и торговли. И нам видится трехсторонний подход к решению этой проблемы.
Первое, что, на мой взгляд, мы должны сделать, это поддержать не торговлю вообще, а набор конкретных проектов нашего сотрудничества. Мы приехали сюда с серьезной бизнес-миссией. Те компании, которые участвовали в переговорах, выражаясь футбольной терминологией, можно назвать одним словосочетанием - "Чемпионы мира" в своей отрасли. Это компании Роснефть, РЖД, Уралвагонзавод, предприятия, достигшие уникальных результатов каждое в своей отрасли. И каждое из них имеет конкретный интерес к конкретным проектам здесь в Бразилии. Проекты этих компаний должны стать теми моторами, двигателями товарооборота, которые, я думаю, перекроют и даже поставленные нашими президентами амбициозные задачи. Кроме обозначенных компаний имеются и интересы у наших машиностроителей, Интер РАО, Росатома, также входящих в чемпионскую линейку экономики Российской Федерации. Мы активно оказываем содействие наращиванию этих контактов. Мы в начале пути, но уже не в нулевой точке. Мы обозначаем конкретные проекты, говорим об условиях прихода компаний, о принципах финансирования этих проектов. И я хочу отметить, что и в Министерстве транспорта (Бразилии - прим. "РГ"), где мы встречались, и в Национальном агентстве по нефти, газу и биотополивам, и в Министерстве иностранных дел мы нашли абсолютную поддержку не просто на словах, но и в конкретных действиях, конкретных обязательствах бразильской стороны.
Вторая часть, на мой взгляд, крайне важная, направленная именно на сближение наших бизнесов, это не просто помощь в обмене бизнес-миссиями, мы наметили целую программу взаимных визитов, но это еще и развитие инструментов электронной торговли. Это завтрашний день мировой торговли. И сегодня унифицирование платформы, торговых площадок, упрощение доступа к инструментам электронных закупок для наших предприятий на взаимной основе может дать совершенно новые качества нашей торговле. Сегодня в России существует ассоциация российских торговых площадок. Мы можем похвастаться, что мы являемся одной из передовых стран с точки зрения применения электронных инструментов в распределении госзаказов, а это минимум семь триллионов российских рублей. А если взять еще заказы коммерческих и государственных компаний, это еще семь триллионов рублей. То есть мы выходим на цифры, сопоставимые с параметрами российского бюджета. Да и коммерческие структуры уже активно торгуются, делают закупки, реализуют свои товары и услуги в формате электронных площадок. Нам бы хотелось, чтобы также активно эта работа развивалась в Бразилии, причем по унифицированным правилам, чтобы была сопрягаемость этих двух электронных торговых систем российской и бразильской.
Ну и третий момент, важный на мой взгляд, это системное содействие улучшению торговли. Мы предложили, и бразильская сторона согласилась с тем, что нам нужно развивать диалог между экономическими союзами, я имею в виду МЕРКОСУР в Южной Америке и Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана на евразийском пространстве.
И МЕРКОСУР, и Таможенный союз сегодня проходят пути своего развития. Внутри этих единых рынков стираются барьеры, снимаются препятствия для движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы.
И нам очень важно говорить сегодня о преференциальных взаимоотношениях между этими двумя огромными рынками, включающими в себя сотни миллионов потребителей, сотни тысяч компаний и, самое главное, высокий эластичный спрос, на промышленные услуги и товары. Мы предложили бразильской стороне поработать с партнерами по южноамериканской интеграции и получить разрешение партнеров на организацию такого диалога. Мы соответственно проведем подобную работу с нашими товарищами в Белоруссии и Казахстане, если присоединится в ближайшее время Армения, то и с нашими армянскими друзьями. Пока не будем предвосхищать юридическую форму этих отношений. Но то, что две мощнейшие экономические группировки должны между собой сотрудничать и упрощать взаимоотношения между колоссальными рынками - для нас совершенно очевидно.
Мы приехали с такими идеями, они абсолютно поддержаны. Я очень надеюсь, что будет эффективно развиваться деятельность наших рабочих групп. Внутри нашей комиссии восемь отраслевых рабочих групп, возглавляют их ведомства, в них активно участвуют частный бизнес, а также государственные компании и корпорации. Надеемся, что наработаем серьезную проектную часть в разговоре наших президентов. Мы все понимаем, что этот год для Бразилии знаменателен не только Чемпионатом мира по футболу, он знаменателен еще и председательством в БРИКС. Российская делегация готовится к этому председательству. Здесь нам опять, простите за выражение "карты в руки идут". Следующее председательство в 2015 году будет у России. Мы готовимся к тому, чтобы саммит прошел в городе Уфа. Для нас очень важно, чтобы закладываемые здесь в Форталезе бразильские приоритеты и повестка дня БРИКС получило свое дальнейшее развитие и преемственность в ходе российского председательства. Мы с одной стороны окажем полное содействие Бразилии в продуктивном и результативном председательстве, с другой стороны, должны обеспечить преемственность и дальнейшее развитие экономической повестки дня БРИКС в ходе уже российского председательства.
Россия является одним из крупнейших импортеров бразильского мяса. Существуют ли перспективы наращивания его закупок?
Алексей Лихачев: В разных товарных группах немного разные ситуации с импортом в Россию. Мясо птицы, в первую очередь как отрасль с наиболее быстрым оборотом вложенных ресурсов, достаточно активно развивается в России. И не потому, что у нас есть какие-то вопросы к бразильским поставкам, просто своя отрасль дает конкурентоспособный продукт. А вот касательно мяса крупного рогатого скота, я считаю, здесь у Бразилии есть еще очень большие резервы. И так
более половины всего нашего импорта замороженного мяса крупного рогатого скота идет из Бразилии.
И так темпы роста поставок и охлажденной, и замороженной говядины крайне высоки. Но мы готовы потреблять еще больше. Здесь может быть даже не столько конкуренция с другими странами, нам важно выстроить доверительный диалог, о чем мы тоже говорили в рамках межправкомиссии, между нашими контролирующими органами. Дело в том, что Россельхознадзор иногда вводит ограничения, обнаруживая те, или иные нарушения. И мы договорились, что наши ветеринарные службы будут очень эффективно работать, в том числе и в режиме видеоконференций, для того, чтобы выстроить эти доверительные отношения, и чтобы были даны гарантии по недопущению поставок мяса с содержанием запрещенных препаратов. И на основании вот этих выстроенных отношений будут открываться предприятия, будут открываться те штаты, которые смогут поставить гораздо больше мяса на рынок Российской Федерации. Мы к этому готовы и будем этому содействовать.
Российские компании сегодня все активнее выходят на бразильский рынок. Какие основные трудности видят наши бизнесмены в работе в Бразилии? Есть ли у наших компаний шансы занять свое место в нефтегазовой сфере и железнодорожном строительстве? Планируют ли обе стороны расширять и углублять сотрудничество в военно-технических областях?
Алексей Лихачев: Начнем со второго вопроса. В военно-технических областях да. Вы знаете, что сюда состоялся визит министра обороны (России - прим. "РГ") в прошлом году, заключаются контракты. Это не совсем предмет ведения нашей межправкомиссии. Специальные вопросы обсуждают специальные органы, но мы очень надеемся, что сотрудничество в этой области будет расширяться. У нас есть образцы вооружения и техники, которые также носят "чемпионский титул". И мне кажется, они будут восприняты Вооруженными силами Бразилии как одни из лучших, по соотношению качества и цены. Что касается нашего отраслевого погружения и барьеров. Знаете, барьер опять же один - это отсутствие опыта и недостаток информации.
Сначала поговорим про железнодорожную отрасль, недаром с нами приехали глава "РЖД Интернешнл" и директор по взаимоотношению с госорганами Уралвагонзавода. Дело в том, что у нас есть желание активно участвовать в модернизации инфраструктуры и обновлении подвижного состава в Бразилии. Вопрос в том, что надо понимать правила игры, всю стратегию развития железнодорожной сети вообще и этой отрасли как таковой в Бразилии, чтобы точно определить свое место. Потому что это бизнес, потому что это конкретные обязательства, в том числе и материальные, это заключение контрактов, участие в тендерах. И конечно же одной политической воли здесь мало, а воля политическая есть. Поэтому подробнейшим образом мы обсудили эти вопросы в Министерстве транспорта и в бразильском Агентстве планирования и логистики. Я разговаривал с руководителями наших компаний, интерес после этой поездки увеличился, и мы ждем в мае-июне ответную бизнес-миссию из Бразилии, которую можно будет назвать железнодорожной. Среди них представители строительных компаний и перевозчиков, те, кто будет управлять бизнесом, в частности диспетчеризацией.
Мы покажем нашу систему железнодорожного транспорта, одну из лучших в мире. У нас под сто тысяч километров железных дорог.
Наша система диспетчеризации подразумевает высокий уровень безопасности и точную информированность о грузоперевозках. То есть в едином центре существует понимание, где какой локомотив сейчас находится, чтобы не допустить самого главного бича железнодорожников - так называемого порожнего прогона, то есть максимально загрузить сеть. Это мы умеем делать на огромных пространствах. Весь этот опыт мы готовы передавать бразильцам. Ну и конечно отдельная тема - это участие в тендерах на строительство железнодорожной сети, поставку подвижного состава. Уралвагонзавод вышел с предложением о создании здесь современного производства вагонов. Это уже не огромные металлические конструкции. Это использование современных материалов и высоких технологий. Сегодня идут переговоры с заинтересованными бразильскими компаниями.
Нефтяная сфера является одной из передовых тем нашего сотрудничества. Львиная доля инвестиций России в Бразилию сделана именно в этой отрасли. Главным фронтменом здесь выступает компания Роснефть. Представлять ее не имеет смысла. Достаточно сказать, что из публичных компаний, которые показывают свои активы и операции, а также проводят публичную работу, это компания номер один в мире по обороту. Добыча, транспортировка, коммерциализация нефти и газа являются "козырями" Роснефти. Встречи проходят на самом высоком уровне. Думаю, что в ближайшее время, возможно на полях саммита БРИКС состоится визит И.И. Сечина, президента Роснефти. В нашей делегации принимал участие вице-президент этой компании А.Н. Шишкин. Мы готовы к целому ряду проектов.
В этом году в Бразилии пройдет саммит стран группы БРИКС. Сегодня много говорят про создание банка и фонда БРИКС. Как вы оцениваете перспективы появления этих органов летом текущего года. Чего еще стоит ожидать от этого саммита?
Алексей Лихачев: Министерства финансов наших стран ведут очень напряженную работу над уставными документами. Пока принято решение об уставном капитале Банка БРИКС. Распределенный капитал составит 50 млрд. долларов США и будет состоять из оплачиваемого капитала и капитала, оплачиваемого по требованию. Сейчас обсуждаются технологические вопросы, такие как место расположения штаб-квартиры и принципы распределения долей между участниками. Надеюсь, что большая часть вопросов будет решена непосредственно на саммите в Форталезе. Предвосхищать события не будем, здесь слово за нашими лидерами. Второй момент, это уже содержательная повестка саммита, мы знаем, что основная тема, предлагаемая бразильцами к обсуждению, это устойчивый рост экономик наших стран, подразумевающий активное включение всех слоев населения в экономическое и социальное развитие, справедливый доступ к государственным и национальным ресурсам для предприятий и граждан. Нам очень интересна эта тема, и мы над ней работаем. Нам бы также хотелось продвинуться в ходе мероприятий в Форталезе по экономической повестке. В этом смысле Россия стала инициатором разработки Стратегии развития экономического сотрудничества государств БРИКС. Мы бы хотели, как минимум, одобрить эту стратегию на полях саммита, и уже вести переговоры о наполнении этой стратегии конкретными многосторонними проектами. Например, реновация железнодорожной сети Бразилии мог бы стать одним из таких многосторонних проектов, финансируемых инструментами Банка БРИКС.
Мы бы, например, могли предложить аналогичные возможности на Дальнем Востоке. Развитие портовой инфраструктуры Дальнего Востока, развитие евразийской транспортной системы тоже могло бы быть интересно ряду стран БРИКС. Очень бы хотелось, чтобы в течение этого года от председательства Бразилии до председательства России основным прорывом в экономической повестке объединения стала ее конкретизация, чтобы мы от общих целей и рамочных задач перешли к набору конкретных мощнейших многосторонних проектов, подобрали бы инструменты их реализации, в том числе финансовые. И взаимодействие наших компаний получило бы совершенно новое качество.
Фото: ved.gov.ru