← Дороги, инфраструктура

400 миллиардов для "Росавтодора"

397 миллиардов рублей за 2014 год потратит "Росавтодор" на ремонт и строительство дорог. В планах строительство и реконструкция 500 километров федеральных трасс. "Россия 24" обсудила с руководителем Федерального дорожного агентства Романом Старовойтом, в какие регионы и на какие цели пойдут эти деньги.

ВЕДУЩИЙ: Роман Владимирович, здравствуйте.
Роман СТАРОВОЙТ, руководитель Федерального дорожного агентства: Добрый день.
ВЕДУЩИЙ: Итак, почти 400 миллиардов рублей. На что их прежде всего планируется потратить и какому региону достанется больше всего?
Роман СТАРОВОЙТ: Да, действительно, без малого 400 миллиардов рублей предполагается освоить в 2014 году и прежде всего почти 200 миллиардов рублей пойдет на содержание и текущий ремонт автомобильных дорог федерального значения. Около 50 миллиардов рублей - это субсидии субъектам Российской Федерации и 150 миллиардов рублей - это уже на капитальный ремонт и строительство автомобильных дорог. К слову сказать, в 2014 году впервые за 20 лет мы достигли уровня финансирования содержания - это 200 миллиардов - это 100 процентов от норматива по содержанию автомобильных дорог. 20 лет такого не было и, благодаря такому финансированию, мы больше половины федеральных дорог к концу года должны привести в нормативное состояние. Если говорить о регионах приложения этих сумм, прежде всего это Московский транспортный узел, трассы "Балтия", М8, М5, М7, Рублево-Успенское направление, Северный Кавказ. Тоже было недофинансирован регион и, конечно, для социально-экономического развития региона необходимо там сеть приводить в должное состояние. И Дальний Восток. Сегодня на заседании правительства Российской Федерации это направление председатель правительства также подчеркнул, что мы не меняем приоритетов, поэтому строительство дорог "Лена", "Амур", "Вилюй" - они также в наших планах, поэтому будем работать.
ВЕДУЩИЙ: Огромные деньги - 400 миллиардов. "Росавтодор" не раз критиковали за всевозможные нарушения, нецелевые траты. Сейчас есть какие-то механизмы, которые позволят гарантировать, что все эти деньги будут использоваться именно на строительство дорог?
Роман СТАРОВОЙТ: Да, претензий много и звучало, и звучит. Мы меняем свою работу в большей степени в части открытости. За последние 1,5 года сделано очень много. Буквально недавно подвели итоги по представлении открытой информации, сайт "Росавтодора" занял первое место среди всех федеральных органов исполнительной власти. Мы третью неделю начали работу в социальных сетях - "Инстраграмм", Facebook и других. Я лично просматриваю все сообщения. И результатом такого общения, например, стала поездка вчерашняя, которая прошла на прошлой неделе от Москвы Тамбов, Волгоград, где звучит очень много критики, Астрахань, Ростов-на-Дону посмотрели. Кроме того, постоянно работает проверяющий орган и Счетная палата в установленном режиме, Генеральная прокуратура, если есть такие представления. Представляем всю информацию о нашей деятельности. И пока серьезных нарушений, как бы там ни говорили, никто не находит. Есть мелкие недочеты, но, учитывая огромнейший объем работы, у нас почти 4 тысячи человек коллектив дорожников федеральных, конечно, мелкие ошибки могут быть. Но то, о чем говорят, - системных нарушений и системных злоупотреблений - нет и мы с каждым днем становимся лучше и качественнее, каждый рубль вкладываем в федеральную сеть.
ВЕДУЩИЙ: А как обеспечить, чтобы честно проводились тендеры, чтобы кто-то контролировал работу подрядчиков. Через Facebook и "Твиттер", я так понимаю, что это могут быть какие-то локальные жалобы, а, в целом, механизм такой работы?
Роман СТАРОВОЙТ: Механизм он общепринятый. При размещении заказов на государственные работы это прежде всего закончил у нас работу 94-ый федеральный закон, по его исполнению, и сейчас новый 44-ый федеральный закон о контрактной системе. Поэтому здесь работа с ФАС, работа с претензионными органами. Мы для себя, в первую очередь, видим по открытости компаний, которые хотят принять участие в конкурсе. Экономия по торгам как в прошлом, так и в позапрошлом году у нас достигает, в среднем, 4,6 - 5 процентов. Это довольно большие суммы, в рублевом эквиваленте если смотреть. Но с прошлого года мы предприняли для себя, поставили задачу и ее уже исполнили: прежде, чем наши подведомственные учреждения направляют проекты на Главгосэкспертизу, где также оценка специалистов, экспертов по стоимости проверяется, мы внутренний, свой аудит на московской площадке также с привлечением научно-технического совета, оцениваем все предлагаемые технические решения. Так вот только на этой операции в прошлом году мы сэкономили 11 миллиардов рублей. То есть мы трезво подходим к минимальным достаточным техническим решениям по предлагаемым материалам для строительства дорог. И такая двухступенчатая работа нами проводится, и в общей сложности, если посчитать, экономия на торгах плюс эта процедура - почти 20 миллиардов рублей, которые мы потратили на строительство дополнительных километров. В этом году мы предполагаем больше, чем запланировано в федеральной целевой программе, ввести в строй 130 километров дорог.
ВЕДУЩИЙ: Вы, когда в самом начале перечисляли регионы, куда пойдут деньги на ремонт дорог, Крыма среди них не было. Понятно почему - потому что еще не успел войти в списки. Но уже как-то удалось оценить состояние дорог там и понять, сколько потребуется денег на ремонт?
Роман СТАРОВОЙТ: В большей степени удалось. Мы очень активно работаем. Буквально на следующий день после принятия решения о воссоединения Крыма и Российской Федерации в "Росавтодоре" сформирована рабочая группа, котораяна постоянной основе сейчас находится в Крыму. Мы помогаем наладить работу своим коллегам-дорожникам субъектовым в Республике Крым и в городе Севастополе. Министерство транспорта республики и региональная служба дорог, наши коллеги, мы, грубо говоря, помогали готовить эти акты, учитывая знание нормативной документации в Российской Федерации. И я лично, и наши специалисты, в основном, уже произвели оценку сети дорог в Республике Крым - это 15 тысяч километров с лишним, из них примерно 1 200 километров - это так называемая опорная сеть или которая может быть отнесена к федеральной сети автомобильных дорог, и дороги регионального и муниципального значения. Для себя поставили задачу в текущем году для того, чтобы наши коллеги-дорожники не остались без работы, сейчас сезон в Крыму уже в самом разгаре, поэтому максимально быстро сейчас необходимо довести средства на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту сети, чтобы не упустить сезон. Потом вторым этапом мы считаем для себя приоритетом окончание работ, которые были начаты ранее, - те объекты, которые были начаты, они должны быть достроены. И в соответствии с указаниями президента Российской Федерации, которые мы совершенно четко получили, что на территории полуострова должны быть современные высококлассные дороги, мы подготовили план работ до 2020 года для себя с приоритетом до конца 2018 года, где основные виды работ должны быть закончены, и мы уже приступаем к подготовке проектно-изыскательских работ. Первоначально для себя определили октябрь, сейчас видим, что необходимо ускорить эту работу. В установленном порядке мы в Минтранс России уже направили предложения по организации своего подразделения - "Федеральное казенное учреждение "Крым" рабочее название. Без дополнительной штатной численности, без дополнительного юридического лица в рамках реорганизации своей структуры мы такое подведомственное учреждение планируем открыть в Крыму и немедленно приступить к выполнению задач.
ВЕДУЩИЙ: А в среднем крымские дороги какую оценку получили - они лучше или хуже, чем в других регионах России?
Роман СТАРОВОЙТ: Я уже где-то говорил, что, проезжая по дорогам Крыма, попадаешь в машину времени и ты находишься в декорациях фильмов Гайдая знаменитых. К сожалению, сеть осталась без изменений - конец 70-ых годов - 80-ые годы и, конечно, сейчас не соответствует своим нормативам. Удалось удержать, в том числе и профессионализм местных дорожников, потому что то скудное финансирование, которое было, выполнялся ямочный ремонт - сеть просто спасали, чтобы она не рухнула, как говорят дорожники. В том числе помог и климат, где не так часто переходы через ноль, что убивает дорогу по сути, и малая интенсивность грузового автомобильного транспорта. Но по ширине, по радиусам поворота, по углам наклона дороги не соответствуют современным нормам и, в том числе по осевым нагрузкам.
ВЕДУЩИЙ: А не получится ли так, что для того, чтобы отремонтировать дороги Крыма, придется, что называется, урезать финансирование других регионов и забирать на Крым?
Роман СТАРОВОЙТ: Пока этого не предполагается и мы на текущий год пытаемся, предложили в рамках экономии средств федерального бюджета "Росавтодора" изыскать средства на содержание и ремонт дорог, в том числе и запрашиваем дополнительные средства Минфина, но пока не пришли к консенсусу в этой части. А на выполнение большой программы до 2020 года, видимо, придется изыскивать где-то дополнительные средства. Но мы не предполагаем сокращать дорожные работы на остальное сети, тем более, что задачу по удвоению строительства километров никто не отменял и мы ее для себя совершенно очевидно понимаем.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо вам большое, Роман Владимирович.
Роман СТАРОВОЙТ: Спасибо.
Фото: biznesgid.com
Россия 24