Зима, исчерпав весь свой "административный ресурс" снегом и холодом, так и не создала никаких проблем седельному тягачу DAF XF105.410, за которым журнал "Автопарк" наблюдает с апреля прошлого года. Ближе к весне эксплуатационник решил изменить настройки двигателя для увеличения мощности. О том, что дал перевозчику этот апгрейд, рассказывается в сегодняшнем отчете.
Встретить нашего подопечного в парке оказалось достаточно сложной задачей: едва вернувшись из Новосибирска, сцепка готовилась к загрузке в Омск. Для перевозчика такой режим работы - норма. Основная ниша компании Vesta - перевозка товаров повседневного спроса, и пробеги зимой ничуть не меньше, чем летом, - все те же 15 тыс. км ежемесячно. На сегодняшний день на одометре тягача - 162 тыс. км, дополнительным подтверждением этих цифр служат данные спутникового мониторинга, с которыми ежедневно сверяются диспетчеры.
Третий квартал наших наблюдений в плане эксплуатационных расходов не принес ничего неожиданного. Когда пробег перевалили за отметку 150 тыс. км, наш подопечный посетил СТО официального дилера DAF для прохождения очередного техобслуживания. Последнее время компания "Веста" все чаще пользуется услугами техцентра DAF в Тольятти. Причин две: во-первых, удобное местоположение (под Самарой расположены крупные склады компании, город считается узловым центром), а во-вторых - региональные цены, которые значительно уступают московским. Например, последний счет за весь объем работ ТО-3 (150 000 км), включая замену масла и фильтров, был выставлен на сумму 11 000 руб. Здесь стоит сделать оговорку, что часть расходных материалов (например, фильтр осушителя) в эту сумму не вошла, поскольку водитель привез их с собой. Вообще, в компании стараются действовать по такой схеме: закупать все фильтры и расходные материалы у дилера оптом (например, через интернет-магазин "Интертранссервис"), хранить на складе и выдавать по мере необходимости. Для справки:
полная стоимость То-3 для DAF XF105.410 составляет примерно 17 000 руб.
Теперь о настройках двигателя. Изначально максимальная мощность силового агрегата была ограничена планкой 410 л. с., но те несколько месяцев, которые прошли с начала эксплуатации, показали, что грузовик слабоват для штурма Уральских гор. Учитывая возможности, заложенные в блоке управления двигателем, эксплуатационник решил добавить к исходному уровню еще 50 л. с. Никакой самодеятельности! Весь электронный апгрейд выполнялся специалистами на фирменной СТО DAF, гарантия сохранена. Затраты на один автомобиль составили 10 000 руб. Цена оптовая, поскольку договоренностью предусмотрена перенастройка всех 410-сильных DAF в парке эксплуатационника.
Итак, со слов водителя, машина стала более динамичной, "с грузом в 20 т в гору мчится, как пустая". С другой стороны, налицо ухудшение экономичности, особенно при порожнем пробеге. Впрочем, на норму расхода топлива это никак ни повлияло, по зимней норме солярку списывают из расчета 33 л/100 км. Наш подопечный пока не выходит за установленные рамки, а вот некоторым его коллегам, которые сразу выдвинули "ультиматум" по топливу, пришлось вернуть исходные настройки двигателя.
Кстати,
о топливе, о его низком качестве в регионах, в том числе несоответствии сезону, перевозчик упоминает при каждом удобном случае.
Вот один из последних примеров: заправленное в Краснодаре топливо во время короткой январской стоянки в Москве превратилось в кисель. Повезло, что этот случай произошел на базе и все манипуляции ограничились заменой фильтров, прокачкой системы и добавлением присадкиантигеля. На трассе подобный инцидент имел бы более серьезные последствия.
Другая зимняя история связана с датчиками внешней температуры, которые смонтированы на зеркалах заднего вида. Как только температура воздуха за окном опускается ниже минус 20 градусов, на бортовом компьютере появляется сообщение об ошибке в системе управления двигателя. Решение нашлось: водитель утеплил датчики подручными средствами (теплоизоляционной трубкой), и проблемы как не бывало.
Из прочей технической мелочевки нужно упомянуть первые признаки люфта в седельно-сцепном устройстве и неравномерный износ шин передней оси. Возможно, магистральные шины, которыми изначально был укомплектован тягач, просто не соответствуют характеру эксплуатации, ведь качество дорог в России оставляет желать лучшего. В общем, пока все идет по плану, но основные эксплуатационные расходы еще впереди. По словам Владимира Задорожного, главного механика компании "Веста", существенные вложения потребуются грузовику на пробеге 200-300 тыс. км, когда возникнет необходимость замены тормозных колодок, дисков и деталей подвески. Продолжаем наблюдения.
Сергей Дерябкин, водитель:
После перепрограммирования блока управления мощность двигателя выросла до 460 л. с. Прогресс в динамике грузовика особенно заметен, когда груженая машина преодолевает горные перевалы. Расход топлива тоже увеличился: плюс 1,5 литра на каждые 100 км. Однако норму расхода наше руководство оставило прежней: 33 л / 100 км для груженой сцепки и 29 л / 100 км - для пустой. Обычно из Новосибирска в Омск грузовики ездят пустыми. Раньше на этом отрезке удавалось хорошо сэкономить, теперь стало сложнее. Но возросшие динамические характеристики машины с лихвой компенсирует этот недостаток.
Фото: 5koleso.ru