← Дороги, инфраструктура

Дорожники рассказали, когда и что сделают со "Скандинавией"

Проектирование трассы А-181 "Скандинавия" практически завершено и вскоре начнется ее строительство. В настоящее время на трассе ведутся работы по подготовке и выносу коммуникаций. Также оформляется выкуп земельных участков вдоль трассы, необходимых для ее расширения. В интервью РБК-Петербург руководитель ФКУ "Севзапуправтодор" Валентин Иванов рассказал подробности этого и других федеральных дорожных проектов, а также прокомментировал претензии водителей к состоянию дорог региона.

Как будет реконструироваться трасса "Скандинавия"?
Реконструкция трассы А-181 "Скандинавия" предусмотрена действующей Федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России" (2010-2020 годы). Работы давно начались. Сейчас фактически закончен первый этап - проектирование.
Реконструкция "Скандинавии" будет вестись на пяти участках: с 47 км по 65 км (от границы Сестрорецка до деревни Огоньки), с 65 км по 100 км (от Огоньков до поселка Кирпичное), с 100 км по 134 км (от Кирпичного до Выборга), с 134 км по 160 км и с 160 км по 203 км -- от Выборга до подъезда к МАПП "Торфяновка" на границе с Финляндией. Общая протяженность - порядка 153 км.
На первых трех участках, от Петербурга до Выборга, трасса будет иметь категорию 1Б с тремя полосами движения в каждую сторону, разделительной полосой шириной до пяти метров, разноуровневыми развязками на пересечениях с автомобильными дорогами и железнодорожными путями. Максимальная скорость движения по трассе превысит 100 км/час. На всей трассе будет организовано освещение, установлены приборы автоматической системы управления движением (АСУД). На четвертом и пятом участках, при обходе Выборга и подъезде к границе, дорога будет четырехполосной.
Сейчас ведутся подготовительные работы для реконструкции первого участка - от Сестрорецка до деревни Огоньки. В этом году мы планируем провести конкурс на строительно-монтажные работы и заключить соответствующие контракты.
Насколько сильно будет ограничено движение на этом участке?
Закрывать движение мы, конечно, не будем. Проектом, как обычно, предусмотрено переключение движения на разные стороны дороги в зависимости от хода работ.
Каковы сроки реконструкции участков?
Сроки во многом зависят от финансирования.
Сейчас выделенных средств не хватит на все пять участков. Но на первые деньги есть.
Первый участок, до 65-го км, мы планируем сдать в 2018 году. По второму участку конкурс и контракты сделаем в 2015 году, а завершим работы также примерно в 2018 году. Мы рассчитываем на корректировку ФЦП с тем, чтобы не было перерывов в финансировании и мы смогли в 2020 году завершить работы на всей трассе. Наши технические возможности это позволяют. Главное - чтобы было адекватное финансирование.
Будет ли введена плата за проезд по каким-нибудь участкам трассы "Скандинавия"? О такой возможности говорят в правительстве Ленобласти:
Нет, пока введение платы не планируется. Этот вопрос находится в компетенции правительства России. По нашим проектам введение платы не предусматривается.
Насколько перспективны усилия правительства Ленобласти передать вам некоторые областные дороги?
Действительно, например, дорога Парголово-Огоньки принадлежит Ленобласти. По ней идет большой трафик от КАД к "Скандинавии", в значительной степени транзитный. И потому правительство области вышло с инициативой передать ее в федеральную собственность. Решение о включении объектов в Перечень федеральных автодорог принимает правительство России - на основании экспертного заключения о соответствии объекта критериям федеральной автомобильной дороги. Окончательного решения пока нет - идет процедура согласования в правительстве.
Вы подписали приказ о том, что с 1 апреля максимально допустимая скорость движения по Новоприозерскому шоссе (трасса А-121 "Сортавала") увеличена с 90 до 110 километров в час. Прошло уже больше месяца, а знаки там остались старые - 90 км/час. Как поступать водителям?
Подчиняться требованиям дорожных знаков. Они всегда имеют приоритет над любыми распоряжениями. Мой приказ лишь допускает возможность увеличения максимальной скорости, поскольку качество дороги это позволяет, по нашему мнению. Но регулирует скорость ГИБДД. Мы сейчас проводим согласования с ГИБДД об установлении сценариев, предусматривающих различные ограничения скорости. При неблагоприятных условиях (плохая погода, скользкая дорога из-за дождя, снега или наледи и т.п.) максимальная скорость будет меньше, когда условия идеальные - 110 км/час. В любом случае ограничения будут указаны на электронных табло, установленных на трассе. Ничего нового тут нет - такой порядок давно существует на КАД.
Похоже, что в этом году заметно ухудшилось содержание дорог. Например, появились ямы на участке Новоприозерского шоссе от КАД до поселка Скотное. В прошлые годы такого не было. В чем дело?
Действительно, имеются справедливые нарекания на состояние этого участка. Но это не наша зона ответственности. Этот участок строился Ленобластью на федеральные субсидии и пока находится в собственности области. Сейчас реализуется процедура передачи его в федеральную собственность и в наше ведение. Но процесс пока не завершен.
А старое Приозерское шоссе - от пересечения со строящейся трассой А-121 "Сортавала" на 44-ом километре и дальше в сторону Сосново, это ведь ваша зона ответственности? А там ситуация аналогичная - дорога сильно разбита:
Да, это участок наш. По нему проведен конкурс, заключен контракт и уже начинается ремонт этого участка старого Приозерского шоссе. В этом году ремонт будет проведен.
Как повлиял на вашу работу переход на контрактную систему исполнения госзаказов? В администрации Петербурга говорят, что Минэкономразвития не успело вовремя подготовить нормативные акты и работать по новому закону фактически можно было только с середины апреля. А как у вас? Может из-за этого и ремонт дорог у вас начинается позже обычного?
Нам пришлось, конечно, перестроить свою работу. Но мы побеспокоились об этом заранее. Нормативная база для ФЗ-44 действительно не была готова в полном объеме, но мы получили необходимые разъяснения и разработали различные варианты размещения госзаказов. В результате никаких сбоев в нашей работе не произошло. Заказы на дорожные работы размещаются в обычные сроки.
Народ жалуется на состояние разных дорог. Например, как сообщают водители, участок асфальтовой дороги от Бригадного до Кузнечного в Приозерском районе хуже грунтовки - разбит вдребезги. Местами асфальт смешан с землей. Ямы в полметра глубиной. Самосвалы несутся на предельной скорости, добивая остатки дороги. Перегруженные грузовики традиционно застревают на подъеме у оз. Молодежного. Что происходит с этой дорогой, почему она не поддерживается в приличном состоянии?
Эта дорога наша. Сейчас начинается ее ремонт. Что касается общей ситуации, то за зиму дороги разбиваются настолько сильно, что мы не успеваем их всех быстро отремонтировать. А нынешняя весна наступила стремительно, снег сошел буквально за несколько дней и обнажились все дефекты. К тому же
в этом году температура часто переходила через ноль, а при этом асфальто-бетонная смесь разрушается больше всего.
Еще и сейчас в некоторых районах ночью мороз, а днем плюс десять и больше. Но главная причина резкого ухудшения состояния дорог - тяжелые грузовики.
Вблизи границы с Финляндией и в Ленобласти, и в Карелии очень много гранитных карьеров. Статистика показывает, что от 300 до 700 грузовиков, проходящих в день по разным участкам дорог, имеют перевес. Обычные дороги рассчитаны на вес грузовиков 10 тонн, а по ним ездят и 27-тонные грузовики. Даже при разрешенной массе 40 тонн ездят грузовики в 140 тонн.
Ущерб дорогам очень сильно зависит от нагрузки - в четвертой степени от величины перевеса. А ведь есть дороги, построенные в 70 - 80-х годах по старым стандартам, у которых разрешенная масса 7 - 8 тонн.
Контроль со стороны ГИБДД и Ространснадзора эпизодический. По дороге от Кузнечного до Бригадного грузовики возят щебень с карьера в Кузнечном.
На реконструированных участках дорог стоят автоматические весы, которые фиксируют вес проходящего транспорта. И там грузовики с перевесом стараются не ездить, потому что абсолютное их большинство не имеют разрешений на перевес. На сегодняшний день такие разрешения имеет только 0,002% перевозчиков на территории Северо-Запада:
То есть практически никто. Неужели штрафы такие маленькие?
Да нет. Штрафы для юрлиц - от 400 до 500 тысяч рублей. Но они придумывают способы уклонения от больших штрафов. Например, оформляют грузовики не на компании, юрлица, а на индивидуальных предпринимателей, для которых штрафы небольшие.
Кстати о перевесе. Собираетесь ли вы модернизировать процедуру сбора платы за перевес грузовиков? В АСМАПе жалуются, что нынешний порядок не рационален. В нем почему-то участвуют четыре инстанции - местные власти, областные власти, ГИБДД и Ространснадзор, хотя в Европе этим занимается всего одна организация - аналог нашего Ространснадзора. Кроме того, сейчас грузовик, если его поймали на перевесе, не имеет права двигаться дальше. Приходится вызывать из компании другую машину и перегружать на нее лишний груз. В Европе просто платят штраф и едут дальше. И надо устанавливать автоматические весы, а не останавливать грузовики для взвешивания, как делается у нас:
Я согласен с этими претензиями. Но не мы устанавливаем эти порядки. Это делает Минтранс. Мы со своей стороны устанавливаем автоматические весы, сейчас идет работа по их дооснащению, чтобы можно было, как в Европе, присылать владельцам грузовиков "письма счастья". Мы надеемся, что
когда владельцы грузовиковначнут пачками получать штрафы, ситуация с перевесами изменится.
Будет ли с 1 ноября собираться плата в 3,5 рубля за километр проезда (по федеральным дорогам) грузовиков, вес которых превышает 12 тонн? В АСМАПе говорят, что для этого нужна сложная инфраструктура и она еще не готова:
Да, действительно, запланировано введение платы за проезд тяжелых грузовиков. И правда, что инфраструктура еще не готова.
Правительство России перенесло сроки на год - до 1 января 2016 года.
Федеральным дорожным агентством объявлен конкурс на заключение концессионного соглашения на установку системы сбора платы. Подписание Соглашения планируется в июне 2014 года. В тексте Соглашения прописаны требования к этой системе, обозначен перечень необходимых мероприятий. Будут созданы пункты связи с транспортными средствами через ГЛОНАСС и т.д. У каждого перевозчика будет открыт специальный счет в банке, с которого будет автоматически списываться плата за пройденный его грузовиком маршрут по федеральным дорогам. Надеюсь, что не повторится прошлогодний конфликт с пассажирскими автобусами и перевозчиками опасных грузов из-за несовпадения стандартов установленного на их машинах оборудования с требованиями системы контроля Минтранса. Полагаю, что будет найдено компромиссное решение.
Фото: moyidorogi.ru
РБК