Стать "непотопляемым" на шинном рынке за счет соотношения "цена - качество" и всемерного улучшения свойств и достоинств своей продукции. Именно так определил приоритет для ОАО "Белшина" на ближайшее будущее заместитель генерального директора предприятия по качеству Олег Куракин в интервью корреспонденту специализированного журнала "Вестник Белнефтехима".
Олег Анатольевич, разговорам о качестве промышленной продукции ровно столько же лет, сколько самому процессу ее производства. С каменного века до наших дней эта тема никогда не теряет своей остроты. И для каждого, кто что-то зачем-то производит, вопросы качества едва ли не самые актуальные: Но что стоит не за словами, а за делами, какая конкретная работа проводится, чтобы наилучшим образом обеспечить запросы покупателей шин?
Говоря о качестве продукции и его улучшении, необходимо знать, что уже достигнуто и иметь возможность сравнивать этот показатель с прошлыми. Только в этом случае можно говорить, в какой степени оно соответствует потребностям людей и современным требованиям производства. Сегодня у нас на предприятии внедрен комплекс мероприятий, направленных на повышение качества выпускаемой продукции и освоение новых типоразмеров выпускаемых шин.
Красноречиво о динамике качества свидетельствует уровень претензий потребителей. В 2010 году он составлял 0,041% от себестоимости, в 2011-м - 0,043%, в 2012-м - 0,03% и в 2013 году - 0,023%. То есть четко прослеживается тенденция к снижению количества рекламаций, принятых нашим предприятием.
Наверняка эта тенденция стала одним из следствий проводимой на "Белшине" модернизации?
Абсолютно верно. Благодаря тому техническому перевооружению, которое у нас сейчас в разгаре на заводе массовых шин, процесс сборки и вулканизации шин практически безлюден. Если раньше от профессионализма сборщика и вулканизаторщика зависело очень многое, то сегодня этих рабочих даже язык иногда не поворачивается назвать "сборщиками" и "вулканизаторщиками": они превратились в операторов, задача которых взять некий полуфабрикат и поместить его в определенное место, дабы начался процесс. А дальше работает машина, процесс контролирует автоматика.
Но перед этим кто-то должен и приготовить тот самый полуфабрикат:
Разумеется. В заготовительных процессах, правда, и раньше мало сказывался человеческий фактор, но сегодня, с установкой новых протекторных линий, линий гермослоя, эти операции поднялись на более высокий уровень. А вот на сборке и вулканизации то, что прежде делали своими руками люди, сейчас за них совершает аппарат. А когда он вступает в действие - легче работать инженерам. Результат при этом либо стабильно плох, либо стабильно хорош. Если бы все было стабильно плохо, то нам, столько денег вложившим в модернизацию, грош была бы цена. А что это не так, подтверждают приведенные мной цифры уровня потребительских претензий. То есть, по соотношению "цена - качество" мы сегодня - заявляю абсолютно четко и ответственно - одни из лучших в мире.
Столь уверенные заявления требуют доказательств:
По легковым шинам вообще никаких проблем, в принципе, нет. Как стоматолог смотрит на зубы человека, так и я в городе смотрю, во что "обуты" автомобили. Скажем, в Минске на "крутых" иномарках я вижу все больше и больше нашей продукции. И в этом нет ничего удивительного, а тем более зазорного. А когда некоторые "умники" начинают критиковать продукцию "Белшины" на уровне дилетантов,я всегда отвечаю им одно: дело в стереотипах - с молоком матери в головы славян вбито мнение, что все импортное лучше. Если мы тебя посадим на машину, а ты, не зная, какие на ней стоят шины, окажешься способен их оценить и определить, что это - Michelin, Bridgestone, Continental, Goodyear или "Белшина", то да, ты - специалист. А все остальное - болтовня!
Для примера. Получили мы служебные автомобили Volkswagen Multivan. На них стояли шины Michelin. После 45-50 тысяч километров пробега шины стали лысыми. На этих же автомобилях мы испытали наши зимние шины линейки ArtMotion Snow, о которых я еще скажу ниже. Так вот, сняли "обувку" по окончании зимнего сезона с пробегом 86 тысяч километров, при этом остаточная глубина протектора у них была еще 3 мм. Для зимы, конечно, это уже предел, но сам факт говорит об износостойкости протектора.
Каждая шина при постановке на производство проходит сравнительные испытания либо в Испании, либо в России, в Москве, на аттестованных полигонах, где на абсолютно одинаковой технике специалистами с контрольно-измерительными приборами проводятся заезды, позволяющие оценить новые модели шин. Так делают все мировые фирмы. Так вот, во всех этих испытаниях по некоторым показателям мы даже превосходим ведущих иностранных производителей.
Вот, допустим, довольно знаменитая японская компания Dunlop. С шиной ее производства Dunlop SP Winter Ice 01 сравнивалась наша ArtMotion Snow - она же 215/65R16 модели BEL-217 - на испытаниях, проведенных в зимних условиях на московском полигоне Испытательной лаборатории автономной некоммерческой организации "Шинтест". Испытуемые шины устанавливались на автомобилях Nissan X-Trail. Оба изделия примерносхожи по назначению и по рисунку протектора.
Чтобы дать представление о том, как оценивают шины, приведу несколько цитат из официального документа о результатах испытаний - "Технического отчета": "В качестве оценочных показателей были выбраны: интенсивность разгона с места в зачетном диапазоне скоростей 10-30 км/ч на укатанном снегу и льду; тормозной путь (испытания типа 0) на укатанном снегу в диапазоне скоростей 40-10 км/ч и на льду - 30 км/ч - 10 км/ч; предельные скорости в нештатных режимах движения (тесты "Змейка", "Трасса замкнутой конфигурации"); субъективная оценка:
При сравнительной оценке показателей устойчивости и управляемости принято, что разница в процентах между поведением автомобиля на различных шинах: до 1,5% считается равноценной; от 1,5% до 2,5% - незначительной; более 2,5% - существенной.
При сравнительной экспертной оценке принято, что разница в баллах между поведением автомобиля на раз-личных шинах: до 0,5 балла считается равноценной; от 0,5 балла до 1 балла - незначительной; более 1 балла - существенной".
Постараюсь кратко изложить результаты.
Итак, скоростные свойства: разгон с 10-30 км/ч, укатанный снег. "Мы" - 2,84 сек, "они" - 2,96 сек., т.е. превосходим на 4,05%.
Разгон с 10-30 км/ч, лед. "Мы" - 5,91 сек, "они" - 6,00 сек., разница 1,5%, т.е. равноценны.
Тормозной путь: на укатанном снегу. "Мы" на 2,8%, т.е. незначительно превзошли "их"; на льду также "мы" превосходим "их" незначительно - на 2,59%.
Далее еще цитата: "Устойчивость управления. Сравнительная оценка влияния двух вариантов шин на управляемость автомобиля в условиях движения на дороге с низким коэффициентом сцепления дорожного покрытия на укатанном снегу и льду. Для оценки поведения автомобиля выполнялись тесты "Змейка" и "Трасса замкнутой конфигурации".
Результаты теста "Змейка" при разных минусовых температурах (?6 и ?8 °С) как на укатанном снегу, так и на льду показали скоростную разницу между каждой из шин, исчисляемую в пользу Dunlop менее чем в треть процента, т.е. обе шины равноценны. В тесте "Трасса замкнутой конфигурации", напротив, наша шина оказалась быстрее, но, опять-таки, всего на 0,28%, что тоже говорит о равноценности.
Субъективная оценка экспертов-испытателей также выявила равноценность белорусского и импортного образцов.
А ведь Dunlop - именитая японская компания, из числа признанных мировых брэндов: "Белшина", конечно, не Michelin, но на фоне Dunlop смотрится уже более чем достойно. Я бы, наверное, выглядел глупо, если бы заявил, что наши шины во всем лучше мишленовских, но, думаю, при сравнительных испытаниях по некоторым показателям мы бы им не уступили, а в чем-то, возможно, и превзошли. При этом наша цена несоизмеримо ниже, да и гарантийные обязательстваперед потребителями более чем серьезны.
Один из основополагающих технологических процессов при производстве шин - подготовка резиновых смесей. Насколько модернизация повлияла на их качество?
Когда мы принимали решение о переоснащении этого производственного подразделения, то пришли к выводу: надо брать лучшее оборудование, что сейчас есть в мире. Пусть оно и обойдется нам дороже, но зато дольше прослужит и обеспечит высшее качество продукта. Не все, скажем так, были с этим согласны, и не сразу нам удалось это осуществить, но смесительное оборудование для ОАО "Белшина" уже изготавливается и во 2-м квартале года начинается его монтаж. То самое оборудование немецкой фирмы Harburg-Freudenberger Maschinenbau GmbH, которым сейчас пользуются наши самые именитые конкуренты. Процесс резиносмешения будет изменен принципиально.
Для лучшего понимания сути изменений приведу достаточно грубую, но наглядную аналогию: если раньше хозяйка, замешивая тесто, растирала его ладошкой о края миски, то сегодняшний принцип смешения со взаимозацепляющимися роторами можно сравнить с тем, как та же хозяйка мнет тесто, равномерно пропуская его между своими пальцами, придавая этому продукту большую однородность. Но только у поварихи маленький тазик, а у нас 600-литровая емкость:
При этом способе появляются совершенно новые возможности для контроля температуры, контроля прохождения важных технологических процессов, которых мы при сегодняшнем методе смешения просто не можем осуществить. В частности, контроль процесса силанизации, который очень важен при изготовлении резиновой смеси и позволяет резинам в шинах получить принципиально новые качества, которых сегодня еще нет. Например, низкое сопротивление качению, что уменьшает расход топлива автомобиля и улучшает сцепление на мокрой и обледенелой поверхности и т.д. Это техническое новшество позволит нам освоить такое перспективное направление, как "зеленая шина", в которой частично технический углерод будет заменен на кремнийорганический наполнитель (силика). Данная рецептура уже успешно прошла тестовые лабораторно-дорожные испытания.
Если говорить о массовых шинах, то каковы сейчас тенденции повышения контроля их качества?
Для ОАО "Белшина" еще с 2005 года стало приоритетным направлением внедрение прогрессивных и экологически безопасных технологий. Тогда началась инвестиционная деятельность по масштабному техническому перевооружению действующего производства шин для легковых автомобилей и модернизации производства цельнометаллокордных (ЦМК) грузовых шин. На сегодня произведена замена оборудования для производства легковых и ЦМК грузовых шин.
Новое современное заготовительное оборудование - две линии "Триплекс" - позволяют изготавливать детали с минимальными допусками и дублировать несколько деталей в одну, единую, тем самым исключив их дублирование и прикатку в процессе сборки, сохраняя точность распределения материалов в невулканизированной покрышке.
Современное высокотехнологичное оборудование позволяет, как уже отмечалось выше, практически исключить человеческий фактор, т.е. ручные операции. Аналогичное оборудование установлено на шинных предприятиях европейских конкурентов "Белшины".
Для контроля качества легковых шин закуплены и установлены линии инспекции качества ATG и ATG-TD фирмы Hofmann. Это позволяет производить 100-процентный контроль по важнейшим эксплуатационным показателям шин - силовой неоднородности, статическому дисбалансу, конусному эффекту, радиальному и боковому биению.
Сегодня ОАО "Белшина" выпускает более 300 типоразмеров и моделей шин. Звучит серьезно. Но мы видим, что этого мало - потребность рынка все равно выше, ведь в мире с каждым днем все больше самой разнообразной техники, в том числе специальной. А чем шире будет ассортимент, тем эффективнее будет работать производство. За последний год мы сделали не просто шаг, а рывок вперед не только в разнообразии шин, но и в их оформлении. Ведь учитывая изобилие на рынке, шина должна быть не только эффективной и работоспособной, но и красивой. Наши последние шины берешь в руки - и выпускать не хочется: они действительно красивы! А уже упоминавшуюся Artmotion Snow мы даже поместили на наш корпоративный календарь. Раньше мы свои шины называли просто: BEL плюс какие-то цифры, а сейчас идем по тому же пути, что и весь мир. Выбрали рисунок протектора, которому дали словесное обозначение, и открыли тем самым модельный ряд, который включит в себя 15-16 типоразмеров.
Олег Анатольевич, в завершение нашей беседы хотелось бы спросить о сверхкрупногабаритных шинах производства вашего предприятия. Сопоставимы ли они по своему качеству с продукцией конкурентов? И каковы перспективы продвижения с ними на мировой рынок?
По различным данным, только в Китае более 300 крупных и не очень шинных предприятий. Во всем мире таковых существует больше тысячи. А
предприятий, с успехом выпускающих шины для грузовиков грузоподъемностью свыше 100 т, меньше, чем пальцев на руках.
Вершина творчества шинников - это именно производство шин для карьерной техники. Остальное с большим или меньшим успехом делают почти все. Производство же СКГШ - это сверхбизнес, который охраняется порой серьезнее, чем военные тайны. К кому мы в свое время только ни обращались с просьбой о технологической помощи в этом особом сегменте - полная тишина! Пришлось все постигать самим. Здесь крутятся очень серьезные деньги, все закрыто наглухо. Когда нам пришлось не так давно продавать свои шины на электронных торгах, стоимость одной шины для самосвала грузоподъемностью 180 т доходила до 68 тысяч долларов. А ведь на самосвале таких шин - шесть:
Естественно, наши сверхкрупногабаритные шины идут на экспорт. Но в мире все еще продолжается экономический кризис, многие горнодобывающие предприятия и карьеры закрываются, спрос на шины падает. А предприятия-монстры, их производящие, работают. И в этих условиях наш главный ориентир, главная задача - довести уровень ходимости наших СКГШ до показателей конкурентов. Наши технические специалисты поставили себе цель довести ходимость шин СКГШ до уровня 85% от лидера в этом сегменте - компании Bridgestone. Если ОАО "Белшина" к этому придет, то, как мы все уверены, наше предприятие станет непотопляемым. И, должен сказать, мы к этому близки!
Фото: belshinajsc.by