Ростов обладает выгодным расположением: здесь пересекаются торговые пути и артерии грузоперевозок. В донской столице развивается портовая инфраструктура, будет построен аэропортовый комплекс, но ростовские предприниматели не торопятся вкладывать в большие склады. На рынке логистики интересы иногородних инвесторов прослеживаются более отчетливо. Рынок логистических услуг Ростова-на-Дону представлен в немалой доле компаниями из других регионов - московскими, петербургскими, краснодарскими.
За последние пару лет несколько крупных федеральных игроков сферы ритейла обзавелись собственными логистическими комплексами. Расширение и увеличение числа торговых точек и, как следствие, рост товарооборота привели к необходимости переместить склады на большие площади. В Ростове не хватает больших складов, и ритейлеры начали строить их самостоятельно.
Логистический комплекс площадью 54 тыс. кв. м строит ЗАО "Тандер" в Октябрьском районе РО. По данным РБК, инвестиции в проект превышают 1,6 млрд руб. Ввод II очереди ожидается в этом году.
В начале августа 2013 г. логистический оператор STS Logistics открыл для ООО "Метро Кэш энд Керри" южную логистическую платформу, которая предназначена для консолидации заказов и перераспределения полученного товара от поставщиков по торговым центрам. Через этот распределительный центр проходят поставки в 6 торговых центров ЮФО: два в Ростове-на-Дону и по одному в Краснодаре, Адыгее, Ставрополе и Пятигорске. Поставки осуществляют местные производители овощей и фруктов, а также поставщики импортного ассортимента, который они получают через Новороссийский порт, сообщал ранее "ДК".
В сентябре 2014 г. запланировано открытие распределительного центра гипермаркета "Лента", откуда будут поставляться товары в магазины Ростова и РО, Волгограда, Астрахани и Краснодара. Новый РЦ площадью свыше 20 000 кв. м будет расположен в Аксайском районе, СХПК колхоз "Русь". Гипермаркет "Лента" в Новочеркасске будет построен в микрорайоне Хотунок в районе улицы Герцена. Участок в долгосрочной аренде. В настоящее время на участке начались подготовительные работы. Компания "Лента" вышла на рынок Ростовской области в 2010 году с момента открытия гипермаркета в Аксае. На ноябрь 2013 г. компания сотрудничает с 35-ю предприятиями Ростовской области, которые поставляют в сеть свыше 1 000 наименований товаров. В период с января по ноябрь 2013 года товарооборот ростовских производителей вырос на 43,5% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, согласно внутренним данным компании.
Анна Доценко, директор филиала "СТС Логистикс" в Ростове-на-Дону, отметила, что в Ростове сложилась непростая ситуация со складами:
"Большинство клиентских запросов ориентировано на склады класса А либо на большой объем класса В и В+ - от 2-5 тыс. паллетомест. Проблема дефицита площадей стоит очень остро. Складов практически нет".
В последнее время на рынке складской недвижимости установилось стабильное повышение спроса на аренду площадей и ответственное хранение товаров. Особенно востребованы качественные объекты классов А, B, В+, считает Роман Осипов, руководитель подразделения "СЕРВИС ЛОГИСТИКА РОСТОВ".
"Ввод в эксплуатацию складских комплексов для последующей сдачи в аренду, а также складов под ответственное хранение товара отстает от темпов роста спроса. Особенно востребованы среди клиентов склады ответственного хранения небольшой площади - до 1000 кв. м, и самый активный рост арендных ставок наблюдается именно в данном сегменте".
Директор по логистике "Южной дистрибьюторской компании" Сергей Алексеев подчеркнул, что,
несмотря на то что есть спрос на складские помещения с возможностью организации высотного хранения, значительная часть операторов рынка (дистрибьюторы товаров сегмента FMCG) - это, как правило, компании, работающие с небольшой долей рентабельности,
которые не могут позволить себе серьезные инвестиции в оборудование и технологии, поэтому, в целях снижения затрат на аренду, используют промтоварные склады, построенные во времена Советского Союза.
Юрий Шутов, региональный менеджер по продажам Linde Material Handling Rus по Югу России, обратил внимание на проблему неэффективного использования квадратных метров складских площадей региона.
"В условиях дефицита складских площадей эту проблему частично решают современные технологии складирования. На сегодняшний день высокая нагрузка приходится на процесс комплектации заказов для розницы и сектора FMCG. Повысить скорость и эффективность этого процесса может разделение зон горизонтальной и вертикальной комплектации с использованием соответствующей техники".
Согласно данным рейтинга транспортно-логистических компаний, составленного аналитической группой "ДК", наибольший объем автомобильных перевозок в I п/г 2011 г. обеспечили ООО "Гардарика Ростов-на-Дону" (головной офис в Санкт-Петербурге), ООО "Группа компаний Логистика и Транспорт" (головной офис в Москве). На рынке складской недвижимости, неразрывно связанном с логистикой, ситуация несколько иная. В августовском рейтинге "ДК" лидером по площадям стал ООО "Логистический комплекс "Атлант" (входит в ОАО "Ростсельмаш"), 107,7 тыс. кв. м. Ненамного от него отстает ООО "Логопарк "Дон" (инвестор - Raven Russia Ltd, Великобритания), 100 тыс. кв. м. Все остальные логистические операторы располагают более скромными площадями.
Новым объектом на логистической карте ЮФО станет комплекс a2logistic Rostov-on-Don, который займет площадь в 110 тыс. кв. м в Аксайском районе РО в непосредственной близости от пересечения федеральной трассы М-4 с федеральной трассой Волгоградского направления. Инвестор - ООО "Адва" из Краснодара, которая работает над созданием сети складских комплексов в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Омске и Москве.
В активе компании "Адва" - логистический комплекс в Краснодаре на 62 тыс. кв. м.Будет построен комплекс на 118 000 кв. м в Екатеринбурге, ведутся работы по проектированию. В Ростове идет параллельное строительство сразу трех очередей a2logistic Rostov-on-Don. Первая очередь готова на 90%, в мае объект планируется сдать. Уже определены якорные арендаторы, среди них - "М-Видео", Х5 Retail Group, "Лента". Объекты ООО "Адва" находятся в управлении аффилированной компании ООО "РДКомпани" (RDC).
Эксперты в области логистики отмечают, что расположение распределительных центров в донской столице экономически выгодно. Исторически сложилось, что Ростов - это развязка всех транспортных потоков и товарооборота по всему ЮФО. В то же время рынок еще может вместить новых инвесторов.
Генеральный директор ООО "СКЛП" Виктор Халын рассказал "ДК", что рынок складской недвижимости и логистики РО весьма привлекателен для инвесторов, но, в частности, все зависит от многочисленных факторов формирования предпринимательского климата. К рынку складской недвижимости больший интерес проявляют иногородние инвесторы, нежели местные, ростовские.
"Это вызвано географическим положением области, объективным пониманием экономической необходимости развития этого рынка и его относительной неразвитостью по отношению к потенциальным потребностям. У местных инвесторов есть более привлекательные источники инвестирования, либо они не обратили внимания на отрасль, потому что не понимают перспектив или не видят условий для развития на местах".
Алексей Биндасов, управляющий логистическимцентром Алком, отметил, что причина такого явления отчасти в величине капиталовложений.
"Местные инвесторы либо боятся инвестировать, либо не располагают достаточными средствами, либо не знают, что собой представляет логистический бизнес. Ведь 5-7 лет назад в Ростове вообще никто не знал про складскую логистику. Многие работают по старинке - на старых складах, про услуги ответственного хранения не слышали".
Конкуренцию крупные логистические комплексы и распределительные центры местному бизнесу не составляют: клиент найдется на каждого. Кстати, одним из арендаторов центра "Алком" была ГК Danone, которая в конце 2013 г. совместно с компанией "Радон" открыла в Ростове-на-Дону офисно-логистический центр. Как сообщал ранее "ДК", генеральным подрядчиком выступила СК "Гранит". Объем инвестиций - 200 млн руб. Площадь логистического комплекса составляет 1,9 тыс. кв. м, а офисного центра - 1,350 тыс. кв. м. Новый центр должен позволить увеличить объем отгрузок готовой продукции Danone в два раза: с 1,8 тыс. до 3,5 тыс. т готовой продукции в месяц.
"Данный проект воплощен в жизнь благодаря долгосрочным - более 10 лет - партнерским отношениям с Danone, наличию строительных мощностей и финансовой поддержке банка "Центр-Инвест", - сообщила руководитель компании "Радон" Марина Ковалева.
Сейчас никто не строит склады "просто так", сначала инвестор изучает спрос на площади и характер потребностей, просчитывает сроки окупаемости и находит арендаторов. Участники рынка говорят, что инвестор будет заинтересован в реализации проекта логистического комплекса только тогда, когда найден якорный арендатор.
Фото: riarealty.ru