← Автомобильные грузоперевозки

Почему металлолом уходит с железнодорожного транспорта?

Саратовские грузоотправители лома чёрных и цветных металлов всё чаще отказываются от услуг железнодорожного транспорта, предпочитая ему автомобильный. Этот факт был озвучен на заседании Регионального координационного совета с участием представителей Приволжской железной дороги и руководства крупных металлургических предприятий области.

Такую тенденцию подтверждает и статистика. За четыре месяца текущего года погрузка лома чёрных металлов в Саратовском регионе магистрали сократилась на 13,2 процента по сравнению с аналогичным периодом 2013-го. Хотя ещё в январе перспективы были иными. За 2013 год погрузка металлов в Саратовской области увеличилась на 1,2 процента в сравнении с 2012 годом, и это вселяло оптимизм.
Одной из причин того, почему ломозаготовительные предприятия стали всё чаще пользоваться услугами автомобильного транспорта, - вступивший в силу с 21 марта приказ Министерства транспорта Российской Федерации № 294 от 19 сентября 2013 года. Он утверждает перечень грузов, которые могут перевозиться железнодорожным транспортом насыпью и навалом. При этом в отношении перевозки металлолома установлены новые требования.
- Теперь пол вагонов перед погрузкой и непосредственно сам груз сверху должны быть закрыты по периметру деревянным щитами, - пояснил  первый заместитель начальника службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Сергей Шадрин.
По мнению Минтранса РФ, такие меры должны защитить металлолом от хищений,  которые стали настоящей головной болью металлургических компаний и одной из причин их обращения к автомобильному транспорту.
- Сегодня мне в семь утра звонят и сообщают, что вагон пришёл с недостачей в четыре тонны, - рассказала генеральный директор ООО  "ЛМ". - А в апреле недоходило и по 6 тонн грузов. Мы их уже и сеткой пробовали заваривать. Не помогло. Обращались в полицию. Там заводят уголовные дела, но всё без толку.
Аналогичную проблему озвучивают и в ООО "ПолиМет".
- Из-за воровства за два с половиной месяца у нас уже полтора миллиона убытков, - говорят в компании. - У нас нет той рентабельности, чтобы возместить эти убытки. Поэтому мы обращаемся к автомобильным перевозкам. Там груз доставляется в сохранности.
Проблема массовых хищений грузов железнодорожникам знакома издавна. К примеру, десять лет назад в зоне интересов злоумышленников оказалось дизельное топливо - весьма востребованный на тот момент товар на чёрном рынке. Расхитители сливали топливо цистернами. Однако тогда проблему решили иным путём. Воровство прекратилось после того, как дизельное топливо было включено в перечень грузов, сопровождаемых сотрудниками ведомственной охраны. Естественно, для грузоотправителей это повлекло за собой дополнительные расходы. Однако они были меньше, чем убытки от воровства. Сегодня с металлоломом ситуация складывается иная. Даже без учёта расходов на охрану или деревянные щиты разница в стоимости транспортировки железнодорожным и автомобильным транспортом составляет, по данным ломозаготовительных предприятий, около 200 рублей за тонну груза. Дополнительные наценки сделают железнодорожные перевозки ещё менее привлекательными с финансовой точки зрения.
Кроме того, поправки Минтранса создают металлургическим копаниям проблему, связанную с утилизацией деревянных щитов. Специалисты ООО "Северсталь - Вторчермет", обеспечивающего сырьём ЗАО "Северсталь  - Сортовой завод Балаково", подсчитали, что ежемесячно на предприятии будет скапливаться порядка 4,5 тысячи тонн древесины. При этом её ещё нужно снять с вагонов, что повлечёт дополнительное увеличение сроков обработки подвижного состава.
В результате в выигрыше от приказа № 294 оказывались разве что лесозаготовители. Ведь для изготовления щитов потребовалось бы вырубать около 10 тысяч гектаров леса ежегодно.
Вся эта ситуация вызвала негативную реакцию в ОАО "РЖД" и металлургических компаниях по всей России. В результате был созван экспертный совет при Правительстве Российской федерации, от которого последовала рекомендация отменить столь жёсткую меру. 30 мая Минтранс РФ подготовил проект приказа о внесении изменения в приказ № 294, согласно которому металлолом будет перевозиться на прежних условиях.
Сегодня на Приволжской железной дороге реализуется целый спектр услуг, направленных на привлечение грузоотправителей.
- Мы предлагаем клиентам сокращённый срок согласования заявок, - пояснил начальник Приволжского ТЦФТО Дмитрий Горох. - Согласно статистике, которую мы ведём, заявка на согласовании находится менее 40 минут. Даже в выходные дни.
Предлагается и перевозка грузов по твёрдым ниткам графика, обеспечивающая их своевременую доставку получателю.
В целом, потенциал роста перевозок лома чёрных и цветных металлов в Саратовском регионе есть. Сегодня на территории области лицензионную деятельность по подготовке, хранению, переработке и реализации этой продукции осуществляют 140 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые имеют 197 лицензий, в том числе 126 лицензий на чёрный лом и 71 лицензию на цветной. Среди них и такие крупные предприятия, как ЗАО "Северсталь - Сортовой завод Балаково" и  ЗАО "Энгельский трубный завод". По данным статистики, озвученным заместителем министра промышленности и энергетики Саратовской области Владимиром Белгородским, ежегодный объём оборота лома чёрных и цветных металлов в области колеблется от 600 до 900 тысяч тонн. Удастся ли железнодорожникам направить этот металлопоток по своим рельсам? Этот вопрос остаётся открытым даже после принятие поправки в приказ №294. Ведь сегодня грузоотправитель идёт туда, где дешевле. И в этом плане автомобильный транспорт пока более привлекателен.
Фото: sherbinka.gde.ru
Гудок