← Коммерческий транспорт

Противоречивые тенденции рынка лизинга

Разнонаправленная динамика рынка лизинга в этом году указывает на противоречивые тенденции в экономике. Есть отрасли и отдельные предприятия, прекрасно переживающие стагнацию, а есть и те, кто подошел к состоянию дефолта.

Рынок лизинга в текущем году по оптимистичному сценарию не упадет, в худшем случае сокращение составит 15%, утверждает рейтинговое агентство "Эксперт РА". Напомним, в 2013-м объем нового бизнеса участников этого исследования сократился в целом по стране на 1,5%. На территории Урала и Западной Сибири ситуация была противоположная: согласно данным аналитического центра "Эксперт-Урал", новый бизнес участников исследования вырос на 30%. Какие прогнозы сбудутся и какие факторы будут формировать спрос, обсуждали участники ежегодного круглого стола, проведенного АЦ "Эксперт-Урал" в Екатеринбурге.
Посмотрели по сторонам
Объем нового бизнеса крупных лизинговых операторов, которые составляют основу федерального рейтинга, в последние годы рос благодаря обновлению парка железнодорожных вагонов. Сокращение перевозок и падение ставок аренды на вагоны привели к снижению спроса и на услуги лизинга: техники стали закупать меньше. В прошлом году тон задал лизинг авиационного транспорта: ведущие авиакомпании страны начали менять парк. Однако и этот потенциал исчерпывается. "Цикл от заказа до поставки самолета составляет около двух лет, и сейчас лизинговые операторы в основном будут заниматься исполнением прежних контрактов", - говорит директор управления по развитию международного бизнеса ЗАО "Сбербанк Лизинг" Павел Пискун.
Региональные лизинговые компании работают в несколько иной нише: 30% сделок приходится на грузовой транспорт, около 20% - на легковой, 15% - на строительно-дорожную технику. Соответственно двигатели и тормоза рынка здесь другие.
На инвестиционные решения менеджеров средних и малых предприятий, которые пользуются лизингом, в значительной степени оказывает влияние общий политический и экономический фон.
- Мы видим очень осторожное отношение к инвестициям, - делится руководитель представительства "Эксперт-Лизинг" в Екатеринбурге Анастасия Ротарь. - Предприниматели смотрят на кризисные явления в нашей экономике, в Европе, США, на события в Украине, оценивая свои риски. От прошлого года осталось впечатление, что люди предпочитали деньги вкладывать в себя, а не в бизнес, откладывая серьезные приобретения на производственные нужды на лучшие времена. В этом году мы наблюдаем более высокую деловую активность по сделкам, связанным с покупкой оборудования, недвижимости, соответственно, мы делаем для себя выводы, что "жизнь продолжается" при любом раскладе, и предприниматели снова начали инвестировать в бизнес.
Не обошли стороной лизинговую отрасль и девальвационные ожидания в начале года, падение рубля особенно сказалось на бизнесе лизинговых компаний, работающих в сегменте оборудования. Заместитель генерального директора по Уральскому региону "Сименс Финанс" Вадим Константинов говорит, что для его компании в силу именно этих обстоятельств динамика по Уральскому региону, где позиции лизинга оборудования традиционно сильны, оказалась ниже, чем в целом по стране:
- Мы сильно почувствовали влияние первой волны девальвации, определенное количество инвестиционных проектов, связанных с покупкой современного оборудования за валюту, пришлось либо перенести, либо вообще от них отказаться.
Объем заказов малых предприятий и соответственно их выручка часто определяются позицией крупных клиентов, по этой причине малый лизинговый бизнес сильно просел в кризис 2008 года, когда разрыв большого контракта ставил компанию на грань дефолта. Директор по Уральскому региону АО "Халык-Лизинг" Дмитрий Митронин уверен, что сейчас ситуация не столь критична:
- Многие наши клиенты из числа машиностроительных предприятий продолжают целенаправленно реализовывать программы обновления основных фондов, не отказываются от них, несмотря на внешнюю нестабильность. На мой взгляд, очень хорошо чувствует себя пищевая индустрия, по крайней мере, наши клиенты в этой отрасли стабильно обслуживают договоры и увеличивают финансирование.
Пожалуй, единственный сегмент, который приносит огорчение - грузоперевозки, их объемы в этом году сильно упали, соответственно, спрос на грузовой транспорт пошел вниз. Это подтверждает и динамика одного из ведущих участников рынка легкового и коммерческого транспорта - компании Carcade.
Подорожало
Безусловно, одним из ключевых факторов самочувствия лизинговых компаний остаются финансовые ресурсы. В структуре источников финансирования участников исследования аналитического центра "Эксперт-Урал" на долю банковских кредитов приходится 60%. Поднятие ключевой ставки Центробанком, ставки Моспрайм привело к удорожанию кредитов и росту стоимости пассивов. Этот фактор как негативный выделяют почти все участники дискуссии.
- Ставки банковских кредитов за последние два месяца резко выросли, на 1,5 - 2% годовых, и если какие-то банки еще не сделали шагов к повышению стоимости кредитов, то сделают их в ближайшее время. Такого резкого повышения ставок не было с 2008 года. Именно в силу этих обстоятельств у меня лично очень тревожные ожидания, от нейтральных до негативных, - говорит Вадим Константинов.
То, что банковское фондирование станет дороже, ни у кого сомнения не вызывает. Но если в отношении крупного и среднего бизнеса, столкнувшегося с серьезными проблемами обслуживания долга, банки, как и в кризис 2008 года, скорее всего, пойдут на реструктуризацию задолженности, то малый бизнес снова останется с проблемой один на один. Так что не исключено, что лизинговым компаниям, которые предоставляют ему услуги, вновь придется выстраивать работу по взысканию проблемной задолженности.
Директор "АС Финанс" Алексей Лесников считает, что региональным компаниям есть смысл уже сейчас задуматься о сокращении доли банковского кредитования, чтобы снизить зависимость от этого источника финансирования.
- Стратегически я уже два года назад принял это решение, начав работать над привлечением частных инвесторов. Тогда для клиента лизинговой компании ставка будет более выгодной. Вообще, я считаю, что лизинговым компаниям нужно увеличивать собственную капитализацию, поднимать роль своих средств в фондировании. Только так мы сможем стать конкурентоспособным институтом.
Часть потребностей в финансировании региональные лизинговые компании могли бы закрыть с помощью кредитных линий, предоставляемых МСП Банком. Программа эта действует уже много лет и доказала эффективность. В ее рамках можно получать более дешевые и длинные ресурсы (по некоторым продуктам срок предоставления кредитных линий - семь лет), предназначенные для финансирования сделок по приобретению оборудования и техники. Единственная проблема - недостаточный объем средств. По данным МСП Банка,около 300 предприятий Уральского региона получили финансирование сделок лизинга по таким программам. Конечно, это немного в масштабах региона. Анастасия Ротарь говорит, что ее компания достаточно быстро выбирает предоставленные лимиты. На это же ссылается и руководитель отдела развития компании Ураллизинг Даниил Макаров:
- Программы действительно очень качественные, размер ставки и требования по документам вполне адекватные, но объемов недостаточно. В структуре финансирования нашей компании средства МСП Банка составляют не более 10 - 15%.
Неоднозначный тренд
Удорожание предмета лизинга отразится на качестве обслуживания договоров. Лизинговые компании хорошо помнят уроки 2008 года и уже сейчас готовятся к возможным проблемам, пересматривая риски и уходя в сегменты, где можно принимать решения на основе финансового анализа деятельности лизингополучателя.
Ведущий эксперт по банковским рейтингам "Эксперт РА" Роман Романовский считает, что из-за удорожания фондирования и ухудшения платежной дисциплины клиентов часть лизинговых компаний может уйти с рынка - в результате либо закрытия бизнеса, либо продажи части активов. Однако региональные игроки, отдавая должное сложной ситуации, не склонны к пессимизму. Директор филиала компании "Балтийский лизинг" в Екатеринбурге Альхат Масаев прогнозирует на этот год очень медленный, сдержанный, но все же рост: "Мы пережили не один кризис и получили колоссальный опыт. Так что я не жду кардинального и стремительного падения объемов сделок". Да и ситуация в экономике не такая однозначная. Как показала дискуссия, на рынке есть отрасли, сегменты и даже отдельные предприятия с большими проблемами, но также есть и те, кто в ситуации общей стагнации показывает рост.
Фото: unise.ru
Эксперт-Урал