Три часа потребовалось вертолету Ка-32 и рабочим в тульском кремле, чтобы водрузить часовой механизм и шпиль на воссоздаваемую колокольню Успенского собора. Золоченый шпиль, венчающий колокольню, - это, по идее, финальный этап строительных работ. После его установки рабочим останется только отделка, внешняя и, что важнее, внутренняя, перед тем как воссозданную колокольню откроют для посетителей, а произойти это должно в сентябре, когда будут отмечаться День города и День Тульской области.
Операцию по установке шпиля и часового механизма планировали провести еще месяц назад, но в дело, по словам руководителя холдинга "Тулареставрация" Вячеслава Ермолова, все вмешивалась какая-то бесовщина. То вертолет по каким-то причинам не мог прилететь в Тулу, то погодные условия не позволяли проводить работы.
Отрабатывался, конечно, и план "Б", согласно которому шпиль мог быть установлен с помощью крана, но тяжелую технику в кремль решили не завозить. Да и найти кран такой высоты и грузоподъемности непросто.
Но даже и в минувший четверг, когда транспортный вертолет Ка-32 приземлился в тульском кремле, куда он прилетел из Сочи, рабочие и техническая группа проводили совещание по текущей погоде. В кремль пришел и губернатор Владимир Груздев, который пожелал всем удачи и сообщил, что будет наблюдать за процессом из окон рабочего кабинета, которые как раз очень удобно выходят на площадь Ленина и кремлевские стены.
В четверг кремль закрыли для посетителей, и лишь журналистов, освещающих событие, пустили внутрь и разместили на стенах - это оказались самые удачные позиции для съемки. Правда, от комментариев до начала операции техническая группа отказалась, сообщив лишь, что начало работ запланировано на половину третьего.
И действительно, ровно в 14.30 загудели двигатели и начали вращаться лопасти вертолета. Кстати, транспортный Ка-32 для большей грузоподъемности оснащен двумя винтами.
"С Богом!" - напутствовал В. Ермолов, а некоторые рабочие на вершине колокольни и на земле перекрестились.
Заранее ко всем элементам конструкции были привязаны тросы, которые рабочие зацепляли к тросу вертолета. Первой подняли так называемую "юбку", то есть четырехтонное основание конструкции часового механизма и шпиля. С ней-то, как стало известно позже, и возникла основная трудность: в конструкции создался противоток воздуха и возникла парусность, увеличившая вес "юбки".
Журналисты и зрители на площади Ленина, а их собралось десятки человек, заметили, что конструкция летела к колокольне не строго горизонтально, но все же, когда вертолет подлетел, рабочим удалось схватить тросы и закрепить "юбку" на строении.
Вертолет вновь приземлился на траве Тульского кремля, а рабочие на колокольне приваривали основание. Прошел час, прежде чем пилот и техническая группа приняли решение о следующем взлете. Теперь предстояло поднять и установить часовой механизм весом 4,8 т. Пока, правда, это только каркас будущих часов - их техническую "начинку" соберут в ближайшее время.
- Часы каждый час будут отбивать "Тула веками оружье ковала:", да так, что слышно их будет аж на Первомайской. Поэтому мы еще будем советоваться с туляками, как настроить механизм, - сообщил глава "Тулареставрации".
Установка 16-метрового золоченого шпиля стала финальным этапом операции. Вертолет поднялся в третий раз и, захватив тросы, понес конструкцию к колокольне. Со стороны все прошло вроде бы гладко, и колокольня встала, наконец, в полный рост, то есть - в символический 71 метр. А шпиль, отмечали туляки, виден даже с площади Победы. И зрители на площади Ленина, когда последний элемент коснулся основания, зааплодировали.
Как только Ка-32 приземлился, к нему тут же бросились все технические сотрудники - они поздравляли друг друга и благодарили пилота Роберта Романова. Правда, сам герой дня оказался очень скромным и от комментариев отказался. По секрету журналистам рассказали, что именно благодаря его мастерству удалось провести операцию без сучка и задоринки. А такой вертолет вЦентральной России только один!
А еще мы узнали, что перед монтажом каждого элемента рабочие читают молебен - говорят, так дело спорится.
- За 25 лет работы это пятая "моя" колокольня и, пожалуй, самая сложная. Сегодня вся группа провела филигранную работу, которую теперь могут оценить туляки. Уже сейчас все с удовольствием фотографируются на фоне кремля, и таких людей будет еще больше, когда в сентябре мы снимем строительные леса и покажем результат нашей общей работы, на которую жертвовали многие горожане, - говорит В. Ермолов.
Фото: mk.tula.ru