В России 96% оборота крупногабаритных грузов приходится на долю импортных поставок. В этом объеме 36% занимает тяжелая спецтехника, 12% тракторы, 8% подъемные механизмы, 7% автопогрузчики. Для доставки негабаритных и крупногабаритных грузов используются раздвижные полуприцепы. Их основные виды представлены в данной статье.
Наиболее часто для доставки масштабных грузов, материалов и оборудования используются низкорамные полуприцепы. Это полуприцеп с открытой низкой длинной грузовой площадкой, у которой нет бортов. Обычно в высоту эта площадка достигает 600-900 мм (реже - менее 600 мм). Тралы успешно применяются, когда нужно осуществить перевозку специальных конструкций, станков, тяжелого оборудования, стройматериалов, гусеничной техники. Существуют также тяжеловозы с погрузочной высотой от 900 мм.
Большую часть строительной, дорожной и прочей техники может доставить тяжеловоз до 40 т. Полуприцеп со средней грузоподъемностью (от 40 до 80 т) подойдет для транспортировки промышленного оборудования, станков и т.д. Тяжеловозы грузоподъемностью от 80 т способны перевозить сверхтяжелые негабаритные грузы. Они эксплуатируются, в частности, в энергетической отрасли и некоторых других.
Однако если понадобится перевезти более габаритный груз, то данному полуприцепу это может оказаться не по силам, потому что его платформа имеет ограниченные размеры. В этом случае перевозчики применяются раздвижные телескопические тяжеловозы, которые при необходимости увеличиваются в длину как телескоп (к примеру, 3 раза по 7 м). Данный тип техники оснащен специальной выдвижной платформой: она поможет в том случае, когда груз не помещается на основной платформе.
Раздвижение платформы бывает одинарное, двойное или тройное. При двойном раздвижении длина платформы становится больше в два раза, при тройном - в три. При этом максимальная длина полуприцепа может достигать 40 м и даже больше. Правда, вместе с раздвижением платформы уменьшается грузоподъемность трала. Зачастую платформы полуприцепов-"телескопов" оснащены уширителями, которые позволяют увеличить ширину платформы.
"Телескоп" вам в помощь!
В России славу первопроходца в разработке и выпуске раздвижных полуприцепов уже давно снискал Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов (ЧМЗАП). Именно здесь в 2000 году был выпущен полуприцеп, в конструкции которого разработчики впервые решили использовать телескопическую раздвижную раму.
Сегодня в ассортименте предприятия присутствует несколько видов раздвижных полуприцепов. Это 2-, 3-, 4- и 6-осные прицепы-модули с углом въезда 16 ?С. На их основе можно смонтировать транспортное средство с низкой рамой, конструкция которого состоит из модуля и закрепленной между ним платформой (ширина 3 м). Длина платформы может достигать от 7 до 15 м. Гидроцилиндры подвески могут выполнять роль домкратов для опускания и подъема платформы. Вышеуказанный ряд раздвижных полуприцепов-тяжеловозов отличается пониженной высотой грузовой платформы, имеют пневматическую подвеску BPW и оснащены рабочей тормозной системой с EBS фирмы "WABCO". Как правило, платформы этих полуприцепов укомплектованы выдвижными уширителями.
Модель 93371-030
Низкорамный трехосный полуприцеп с раздвижной рамой и отсоединяемым гусаком 93371-030 - одна из самых известных разработок предприятия. Этот великан в раздвинутом состоянии способен производить транспортировку груза массой до 35 т. На данном полуприцепе со сдвинутой грузовой платформой можно легко поместить груз до 48 т. Последняя ось самоустанавливающаяся. Предусмотрены в модели и специальные ниши, которые снижают высоту платформы. При необходимости эти ниши можно закрыть специальными металлическими настилами. Кроме всего прочего, в трале предусмотрены флажковые расширители грузовой платформы, а также облегченные регулируемые по ширине трапы.
Модель 933711-035
В ассортиментной линейке завода есть и тяжеловозЧМЗАП 933711-035. В сдвинутом положении его длина составляет 10 040 мм, но при необходимости он легко "вырастает" до 17 040 мм. Грузоподъемность - 40 т. Тяжеловоз имеет три оси, две из которых неуправляемые, а третья - самоустанавливающаяся. Для прицепной техники предусмотрены шины 23575R17,5141J. Шкворень - 50,8 мм. Модификация этой модели ЧМЗАП 99903-035 К3 оснащена контейнерными замками, благодаря которым полуприцеп стал более универсальным.
Модель 99903-035-Т
Два года назад разработчики завода создали более современную 4-осную модель 99903-035-Т с раздвижной рамой. Именно они стали первыми ласточками в линейке раздвижных полуприцепов, которая со временем пополнится 3-х, 4-х и 5-осными моделями. В сдвинутом положении грузоподъемность модели составляет 51,5 т, в раздвинутом - 43,5 т, снаряженный вес - 15,5 т.
Комплектацией 99903-035-Т предусмотрен одинарный "телескоп" на пневмоподвеске с самоустанавливающимися осями. Рама при раздвижке получает несущую способность. В сдвинутом положении его длина составляет 10 040 мм, но при необходимости он легко "вырастает" до 17 040 мм. Полуприцеп оснащен тремя неуправляемыми осями. Четвертая ось самоустанавливающаяся. 99903-035-Т стала достойной заменой 3-осного раздвижного тяжеловоза ЧМЗАП 93371-010. Для данной модели используются шины 23575R17,5141J. Шкворень - 88,9 мм.
Модель 99904-020
Еще одна модель на рынке тяжеловозов - ЧМЗАП 99904-020. Длина платформы полуприцепа в сдвинутом положении достигает 15 700 мм, но при необходимости она легко вырастает до 23 700 мм. Первые три колесные оси ЧМЗАП 99904-020 неуправляемые, четвертая и пятая - самоустанавливающиеся. Тяжеловоз укомплектован выдвижными уширителями платформы и пружинными помощниками для подъема-опускания. Этому 5-осному раздвижному тяжеловозу вполне можно доверить перевозку груза массой до 60 т. Разработчики предусмотрели и раздвижные коники, благодаря которым полуприцеп может транспортировать трубы диаметром до 1 420 мм. Для этой модели используются шины 23575R17,5141J. Шкворень - 88,9 мм.
Модель 99905-010
Три года назад ассортиментный ряд завода пополнился еще одним полуприцепом с раздвижной рамой. Благодаря своим размерам эти тяжеловозы могут доставлять грузы массой 80 т и длиной 30 м. Полуприцеп оснащен 7 осями, первая из которых самоустанавливающаяся, а вторая - неуправляемая. Остальные (3-7) при повороте машины поворачиваются в принудительном порядке. Управлять автопоездом может оператор, используя выносной пульт.
Модель ЧМЗАП99905-010 укомплектована двумя звеньями для раздвижки (так называемый "двойной телескоп"). Он обеспечивает "рост" полуприцепа с шагом в 1 м. В целом каждое звено может "вырастать" на 7 500 мм. Сама же платформа в этом случае увеличится до 26 300 мм.
Фото: speceria.ru