Грузоперевозки играют важную роль в экономике государства - они не только обеспечивают работу других отраслей экономики, но и сами приносят немалый доход в бюджет государств.Тем не менее начало 2014 года для России оказалось трудным как в экономическом, так и в политическом плане: осложнение отношений с Украиной и странами Европы, колебания курса рубля в начале года не могли не сказаться на объемах грузоперевозок на отдельных видах транспорта.
Несмотря на все негативные факторы и снижение внешней торговли в целом, грузооборот на транспорте увеличился на 1,1% (по сравнению с январем-апрелем 2013 г.) и составил 1, 684 трлн. т-км.
В структуре грузоперевозок за январь-апрель 2014 года по-прежнему наибольшую долю занимают грузоперевозки трубопроводным транспортом и железнодорожным.
Структура грузоперевозок представлена на рисунке ниже.
Стоит отметить, что в данной структуре грузооборот исчисляется в целом (учитываются и внутренние, и международные перевозки).
Грузооборот железнодорожного транспорта увеличился за отчетный период на 6,1% до 750,4 млрд т-км, автомобильного - на 0,6 % до 73,4 млрд т-км, морского транспорта сократился на 16 % до 10,4 млрд т-км. Грузооборот внутреннего водного транспорта увеличился на 14,5 % до 11 млрд т-км. Грузооборот воздушного транспорта снизился на 5,8% до 1,5 млрд т-км , трубопроводного - на 2,8 % до 837,6 млрд т-км.
Темпы роста грузооборота по видам транспорта представлены на рисунке ниже:
Среди основных факторов, которые существенно повлияли на показатели грузооборота, в частности его структуры следует выделить тенденции во внешней торговле.
В январе-апреле 2014 во внешней торговле наблюдался явный спад.
По данным таможенной статистики в январе-апреле 2014 года внешнеторговый оборот России составил 262,7 млрд. долларов США и по сравнению с январем-апрелем 2013 года снизился на 2,8%.
При этом снизился экспорт (на 0,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), импорт составил 92,5 млрд. долларов США и также уменьшился и по сравнению с январем-апрелем 2013 года, но уже значительнее - на 6,8%.
На такую динамику оказали влияние следующие процессы:
1. Негативные процессы в экономике страны в целом и нерешенные проблемы 2013 года.
2. Сложные политические и экономические отношения с Украиной, что повлияло не только на ухудшение торговых отношений с этой страной, но и на санкции со стороны других государств.
3. Низкая инвестиционная привлекательность (по рейтингам 2014 года)
4. Снижение цен на нефть.
5. Замедление роста экономики страны.
6. Падение курса рубля в начале года.
Все это сказалось на товарной структуре экспортируемой и импортируемой продукции и объемах их перевозок. Рассмотрим более подробно товарную структуру грузоперевозок за январь-апрель 2014 года.
Грузоперевозки морским транспортом
Структура перевалки сухогрузов и наливных грузов за январь-апрель 2014 года представлена на рисунке ниже.
В целом объем перевалки сухогрузов увеличился на 13%. При этом наибольший рост перевалки показали такие товары как зерно (рост в 4,5 раза), металлолом (+45,4%).
Данные значения напрямую связаны с динамикой и структурой внешней торговли в целом. Так, в 3,7 раза вырос экспорт ячменя в страны СНГ (что отразилось и на грузообороте). Рост перевалки металлолома также связан с ростом его экспорта со странами дальнего зарубежья.
Среди наливных грузов динамика нулевая - показатели аналогичны прошлому году (объем перевалки составил 81,5 млн. т.). При этом снизился объем перевалки сырой нефти (на 6,4%), однако увеличилась перевалка нефтепродуктов (+ 12,6%) и сжиженного газа (+6,9%). Что преимущественно соответствует и динамике показателей экспорта со странами Дальнего зарубежья.
Среди направлений отгрузки вырос на 8,1% объем перевалки грузов идущих на экспорт, и составил 116,7 млн. тонн, несмотря на снижение экспорта в данном периоде в целом. (В основном за счет роста экспорта сухогрузов). Увеличился объем перевалки транзитных грузов - 12,2 млн. т (+10,7%), каботажных - 5,8 млн. т (-15,1%). По импортным грузам наблюдается снижение на 9,9% до 9,8 млн. тонн. (Среди основных товаров, перевозимых морем, которые Россия импортирует следует выделить продовольственные товары, продукцию химической промышленности, металлы, а по этим товарам преимущественно наблюдается спад, что и повлияло на снижение показателя по импорту).
Таким образом, опираясь на статистику ведомств можно сделать вывод, что в целом, несмотря на общий спад в 16% грузооборота в марте 2014 года ситуацию катастрофической назвать нельзя - грузооборот портов России во многом зависит от экспорта сырья, в частности нефти, и именно её экспорт в начале этого года снизился. Поэтому уже в июне 2014 года, с развитием торговли, показатели увеличились по сравнению с прошлым годом.
Грузоперевозки авиатранспортом
Не так благополучна ситуация на воздушном транспорте. Грузоперевозки авиатранспортом в общей структуре грузооборота занимают менее 1%. Тем не менее и на их товарную структуру повлияли внешнеэкономические события начала 2014 года.
По информации Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), В целом в мире в апреле 2014 г. был зафиксирован рост грузовых авиаперевозок по сравнению с апрелем прошлого года. Грузооборот, выраженный в тонно-километрах, увеличился на 3,2%. Однако в отчете ассоциации особо отмечается, что увеличение по сравнению с предыдущими месяцами было незначительным. Апрельские показатели грузооборота были чуть ниже показателей января этого года и на 1,1% ниже по сравнению с мартом 2014 г. Это связано с замедлением темпов роста мировой экономики в начале 2014 года, особенно на рынках развивающихся стран, и в результате, снижением деловой активности. Замедление развития мировой экономики негативно сказалось на перевозках воздушным транспортом и по России. Министерство транспорта РФ говорит о спаде грузооборота на 5,8% (по данным за январь-март 2014 г.)
Об этом спаде свидетельствуют и данные Росавиации.
За январь-апрель грузооборот снизился на 6,2% и составил 1511529 тыс. т-км. Показатель снизился как по внутренним, так и по международным перевозкам. Основные показатели представлены на рисунке ниже.
На снижение грузооборота по международным перевозкам повлиял и спад внешней торговли России в данном периоде.
По мнению экспертов, одним из приоритетных направлений является увеличение грузопотока компаний путем более тесного взаимодействия с пассажирскими перевозками при формировании грузовых отправлений.
Грузоперевозки автомобильным транспортом
На грузоперевозки автомобильным транспортом приходится около 1% всего грузооборота России в январе-апреле 2014 года. Объем перевозок данным видом транспорта невелик - причиной тому являются высокая стоимость перевозокна большие расстояния, малая грузоподъемность по сравнению с другими видами транспорта, зачастую, устаревший подвижной состав и не достаточно удовлетворительное качество дорог.
Тем не менее, по данным Министерства транспорта в данном периоде даже наблюдался небольшой рост, несмотря на отрицательные показатели до февраля. С одной стороны на это повлиял рост числа фирм - автомобильных перевозчиков в начале года, а с другой - снижение внешней торговли в начале года, что способствовало развитию производства и перевозок внутри страны. Негативно на объем грузоперевозок повлиял рост цен на бензин. Индекс потребительских цен на бензин составил +4,6%, на дизель +6,8%.
Эти тенденции хорошо прослеживаются в экспорте и импорте товаров России и Евросоюза.
По данным аналитического бюро "Евростатистика" за январь-апрель в торговле со странами ЕС импорт товаров, перевозимых автомобильным транспортом сократился на 5%., а экспорт наоборот увеличился на 12%. Объемы экспорта и импорта товаров, перевозимых автомобильным транспортом между Россией и Евросоюзом представлены на рисунке ниже.
Сокращение импорта товаров, перевозимых автомобильным транспортом прослеживается на протяжении всех месяцев. Наибольший спад характерен для торговли с Германией (-13,2%), Польшей (-8%), Грецией (-34,1%).
В товарной структуре импорта автомобильным транспортом из Европы преобладает доля машин и оборудования, Химической промышленности, продукция сельского хозяйства и продовольствия.
Экспорт товаров, перевозимых автомобильным транспортом, начал расти с февраля 2014 года. При этом экспортный грузопоток вырос в направлении 22 стран ЕС.
Динамика экспортного грузопотока по месяцам представлена на рисунке ниже.
Самое большое увеличение экспортных автомобильных грузоперевозок произошло в направлениях:
- Финляндии (+52,4 тыс. тонн, +9,1%);
- Бельгии (+44 тыс. тонн, +86,9%);
- Польши (+33,1 тыс. тонн, +20,4%);
- Эстонии (+21,8 тыс. тонн, +23%);
- Латвии (+10,8 тыс. тонн, +36,1%);
- Литвы (10,3 тыс. тонн, +10,4%).
Сокращение грузопотока на 5 и менее тысяч тонн произошло в направлении Швеции, Венгрии, Италии (что преимущественно связано со снижением внешней торговли с этими странами в целом).
В товарной структуре экспорта, перевозимого автомобильным транспортом из России в Евросоюз преобладает агрикультурная продукция (при этом её доля существенно возросла благодаря росту экспорта зерна, древесины), машиностроительная продукция, а также нефтепродукты (в 2014 году доля этих товаров, при перевозках автомобильным транспортом сократилась, несмотря на рост экспорта нефтепродуктов в целом. Вероятнее всего, экспортеры предпочли другие виды транспорта для их перевозки). В остальном же серьезных изменений в товарной структуре не произошло.
Товарная структура экспорта из России в Европу представлена на рисунке ниже.
В отношении автомобильных грузоперевозок в начале года делались оптимистичные прогнозы - появление новых компаний на рынке, наряду со строительством транспортных комплексов и реконструкцией дорог, а также увеличение экспорта товаров, удобных при перевозках автомобильным транспортом в целом благоприятно сказалось на отрасли в первом квартале 2014 года.
Грузоперевозки железнодорожным транспортом
На железнодорожные перевозки по России приходится почти половина всего грузооборота. Среди их преимуществ особенно следует выделить относительную дешевизну, учитывая количествоперевозимого груза, безопасность и возможность преодолевать большие расстояния.
За первое полугодие 2014 года грузооборот железнодорожного транспорта увеличился на 5,6% и составил 1130,9 тарифных тонно-километров.
Среди товаров, перевозимых данным видом транспорта можно выявить следующую динамику: наибольший рост в данной товарной структуре характерен для зерна (объем его перевозок возрос на 55,4%, что соответствует росту его экспорта в целом). При этом, если объем перевалки в морских портах химической продукции, лесных грузов (на 10,4%), промышленного сырья снизился - то при перевозках по железной дороге их грузооборот наоборот вырос. Это может свидетельствовать о росте торговли этими товарами внутри страны, а также со странами дальнего зарубежья в этом периоде.
Сокращение перевозок угля на 1% (их доля в перевозках железнодорожным транспортом составляет 25%) связано со снижением внутреннего спроса на поставки, что было компенсировано погрузками на экспорт.
Таким образом, в целом можно сделать вывод, что увеличились железнодорожные грузоперевозки товаров, преимущественно ориентированных на экспорт, а спад наблюдается в основном, в отношении тех товаров, которые мы ввозим из-за рубежа.
Структура и динамика внешней торговли и грузоперевозок по группам товаров представлена на рисунке ниже.
Несмотря на то, что в целом за полугодие удалось добиться роста показателей грузооборота, в течение данного периода неоднократно наблюдалось снижение показателей. С одной стороны на это повлияли внешнеторговые процессы (из-за того, что на железную дорогу приходится почти половина всего грузооборота страны, влияние внешнеэкономических факторов сказывается гораздо сильнее). С другой стороны - проблемы функционирования самой железной дороги, которые заставляют участников ВЭД использовать другие способы транспортировки товаров.
Среди таких проблем стоит выделить следующие:
Недостаточная конкурентоспособность перед другими видами транспорта в первом полугодии 2014 г. По информации, получаемой от участников ВЭД, некоторые из них теперь предпочитают перевозить некоторые негабаритные грузы и сырье автомобильным транспортом (т.е. те грузы, которые традиционно перевозятся железной дорогой). И это подтверждается статистикой по автомобильным перевозкам. Среди причин этого выделяют высокие тарифы и недостаточно быструю реакцию ОАО "РЖД" на изменения в бизнесе. Отрицательно на ситуации сказываются и случаи несвоевременной доставки грузов из-за простоя и несоблюдения сроков доставки железной дорогой. Что отрицательно сказывается на издержках и конечной цене товара.
Ещё одной трудной и неоднозначной проблемой РЖД является сокращение выделенного для компании бюджета в 2014 году на 16 млрд. рублей. В результате компания была вынуждена урезать эксплуатационные расходы на 84 млрд. рублей в 2014 году. Все это может в конечном итоге привести к снижению качества предоставляемых услуг, безопасности перевозок и ещё большему увеличению тарифов.
Наконец, немаловажным является и тот факт, что любые нововведения, которые уже много лет существуют за рубежом, внедряются в России медленно и с большими затратами.
Таким образом, следует отметить, что для улучшения грузоперевозок по стране в целом необходима продуманная тарифная политика, модернизация инфраструктуры (в частности развитие транспортно-логистических центров). Перевозки различными видами транспорта не должны конкурировать между собой, а взаимно дополнять друг друга.
Так, например, приоритетными проектами до сих пор остается развитие контрейлерных перевозок в припортовых районах - т.е. перевозка грузов от территории порта по железной дороге до, так называемых, "сухих портов". Кроме того, не стоит забывать и о развитии международных транспортных коридоров, которые проходят по территории России. Необходимо повышать уровень качества предоставляемых услуг в первую очередь на этих направлениях.
Фото: screenbox.ru