Правительство создает открытое акционерное общество "ГЛОНАСС" для коммерческого продвижения услуг спутниковой навигации. Новое ОАО займется и доводкой системы оповещения об авариях "ЭРА-ГЛОНАСС", к которой к 2020 году должны быть подключены все российские автомобили.
Одна из первых задач - перевести разработку чипов для спутниковых систем в Россию или азиатские страны уже решается. Другая проблема - в отсутствии регулярно обновляемых карт, что может грозить системными сбоями при реагировании на аварии.
Оператором всех программ и продвижением на рынок глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС станет одноименное акционерное общество (сейчас всем проектом управляетнекоммерческое партнерство). Его создание предусмотрено подписанной премьер-министром правительства "дорожной картой" по развитию ГЛОНАСС.
Новое ОАО займется предоставлением навигационных услуг государственным и коммерческим заказчикам. Предполагается также возможность создания совместных предприятий для развития дополнительных сервисов и привлечения инвестиций. Оно же будет отвечать и за создание системы безопасности экстренного реагирования на аварии "ЭРА-ГЛОНАСС". Структура капитала общества пока не раскрывается, нет данных и о размере уставного капитала.
"Сейчас у нас на орбите 28 спутников: 24 спутника ГЛОНАСС у нас в боевом дежурстве находятся, два спутника - в тестовом режиме и два - в орбитальном резерве, то есть всего 28, - сообщил на совещании в правительстве вице-премьер Дмитрий Рогозин. - Самое главное у нас - это работы над орбитальным спутником ГЛОНАСС-К второго этапа: На предприятии "Информационные спутниковые системы им. Решетнёва" в Красноярске ведется работа идёт по калибровке сигнала, с тем чтобы уже к 2020 году, как мы намечали раньше, выйти на то, чтобы разрешение системы "ГЛОНАСС" было не более 60 см. Сейчас у нас 2,8 м, поэтому здесь работа организована".
"ЭРА-ГЛОНАСС" задумана как комплексная система спутникового оповещения об авариях на дороге аналогичная действующим в США, Европе, Японии, Бразилии (похожую систему разрабатывают сейчас и в Казахстане). Система автоматически оповещает службы экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях, что позволит снизить уровень смертности и травматизма на дорогах. Система включает навигационно-телекоммуникационные терминалы, устанавливаемые на транспортные средства, и соответствующую инфраструктуру операторов мобильной связи и экстренных служб.
В июле 2013 года система была запущена в опытную эксплуатацию в 15 регионах России, комплексные испытания проведены в 63 российских регионах в октябре того же года. В декабре 2013 года базовые элементы системы были развернуты на всей территории России, но в действие полностью не введены. "Сама идея создания акционерного общества верна, поскольку ЭРА ГЛОНАСС предполагает четкое взаимодействие всех служб и космических, и наземных навигационных, операторов мобильной связи, - пояснил "Эксперт Online" Виктор Непоклонов, заместитель исполнительного директора Ассоциация "ГЛОНАС/ГНСС-Форум". - Для этого по идее нужна бы военизированная организация".
"Дорожная карта" для "ЭРЫ-ГЛОНАСС" предусматривает разработку, создание, внедрение интеллектуальных транспортных систем, геоинформационных систем, систем дорожной навигации на единой технологической базе, оператором которой является Минтранс. Промышленная эксплуатация начнется с 1 января 2015 года, следующего года. "Предусмотренные в проекте "дорожной карты" мероприятия мы планируем завершить до 2018 года. Соответственно, она выйдет не только на самоокупаемость, но и рассчитываем, что годовой валовый доход ОАО "ГЛОНАСС" должен достичь суммы в пяти млрд рублей в соответствии с "дорожной картой", - заверил Дмитрий Рогозин. Отработка взаимодействия всех систем "ЭРА-ГЛОНАСС" с системами федеральных органов исполнительной власти в регионах начнется в октябре. По словам Рогозина, на автомобилях уже установлены 345 тысяч модулей ГЛОНАСС, еще 320 планируется присоединить к системе в следующем году.
Предполагается, что к 2018 году уже миллионы автовладельцев будут присоединены к "ЭРА-ГЛОНАСС".
По закону в 2020 году иметь навигаторы ГЛОНАСС должны будут все автовладельцы.
Бортовое оборудование стоит около 3 тысяч рублей. Абонентская плата за пользование системой взиматься не будет, тарифы установят только дополнительные сервисы, такие как функции тахографа, удалённая диагностика состояния транспортного средства, система организации движения транспорта, охранно-поисковые системы.
"Поручение президента и решение правительства о создании ОАО "ГЛОНАСС" открывают новый этап развития российского навигационного рынка и потребительских технологий ГЛОНАСС и в первую очередь в сфере автомобильного транспорта, - пояснил "Эксперт Online" Евгений Белянко, вице-президент НП "ГЛОНАСС". - Главными задачами создаваемого ОАО станут обеспечение надежной эксплуатации и конкурентоспособного развития системы "ЭРА-ГЛОНАСС". Это позволит реализовать ее высокий коммерческий потенциал, привлечь инвестиции в развитие, снизить нагрузку на федеральный бюджет. При этом будет гарантирована бесплатность социально-значимой услуги экстренного вызова при авариях и создана защищенная среда для обработки и хранения на территории страны навигационных данных и информационных потоков".
Некоммерческоепартнерство "ГЛОНАСС" как федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности и исполнитель госконтракта по созданию и внедрению системы "ЭРА-ГЛОНАСС" принимало непосредственное участие в обосновании и обсуждении решения о стратегии развития системы.
"В соответствии с поручением для развития дополнительных сервисов на базе "ЭРА-ГЛОНАСС" и привлечения инвестиций будут создаваться совместные предприятия. НП "ГЛОНАСС" планирует участвовать в создании таких дочерних предприятий для оказания коммерческих услуг", - говорит Евгений Белянко.
"От появления крупного коммерческого игрока на рынке навигационных систем внутренней конкуренции с частными компаниями, думаю, не возникнет, - пояснил "Эксперт Online" Михаил Лисенков, генеральный директор группы компаний "Глонасс систем". - Компаниям вроде нашей, которые занимаются установкой модулей для взаимодействия с системой ГЛОНАСС на транспорте и мониторингом, ОАО "ГЛОНАСС" будет даже помогать развиваться. В создании системы "ЭРА-ГЛОНАСС" заинтересованы все. Эта система реагирования на происшествия нужна будет всем и частным транспортным и пассажирским компаниям, и просто автовладельцам".
Согласно планам правительства, ОАО "ГЛОНАСС" должно уже к 2018 году выйти на самоокупаемость, то есть бюджетное финансирование проекта "ЭРА-ГЛОНАСС" должно сократиться с нынешних 590 млн рублей до ноля.
При этом Россия уже предлагает свои системы спутникового мониторинга другим странам. В частности, ГЛОНАСС-технологиями интересуются страны Южной Америки. Начальник аппарата Главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей системы ГЛОНАСС Алексей Муравьев считает это очень перспективным.
"Станции Системы дифференциальной коррекции и мониторинга нужны там, где планируется распространение соответствующей потребительской аппаратуры (с функцией приёма СДКМ). В принципе размещение таких станций за рубежом - полезная инициатива, т.к. способствует расширению нашего ГЛОНАСС-рынка в странах установки станций СДКМ, - сообщил Алексей Муравьев "Вестнику ГЛОНАСС". - Взаимоотношения России со странами Южной Америки сейчас на взлёте, поэтому сотрудничество в области СДКМ весьма перспективно и может привести к расширению рынка спутниковой навигационной аппаратуры ГЛОНАСС".
Основная проблема, которую предстоит рушить руководству создаваемого ОАО - импортозамещение элементной базы для системы безопасности.
"К сожалению, до сих пор все эти чипсеты и модули приёма сигнала ГЛОНАСС в Российский Федерации не производились, они производились в других странах, - посетовал Дмитрий Рогозин. - Поэтому одна из задач, которая поставлена и определена и "дорожной картой", и поручением Правительства перед ОАО "ГЛОНАСС" - это наладить работу по производству единого модуля, который будет в себя включать, во-первых, весь набор услуг от системы "ГЛОНАСС", в том числе "ЭРА-ГЛОНАСС", и во-вторых, этот модуль должен быть исключительно из комплектующих российского производства".
"Производителя чипсетов для носимых устройств (смартфоны, планшеты и др.) определяет непосредственно сам производитель потребительского устройства, - говорит Евгений Белянко. - Выбор у него достаточно большой, не менее пяти компаний, расположенных в разных частях света. Что касается оборудования для автомобильного транспорта, то
по данным прошлого года 30% чипсетов было поставлено европейской компанией ST Microelectronics.
В случае введения санкций европейскими компаниями данный объем могут заместить чипсеты тайваньских и китайских компаний. Так,
доля тайваньской MediaTek в лице своей дочерней компании MStar в прошлом году составила 50%.
Сейчас активно идет создание совместной кооперации России и Китая по разработке и производству навигационных приемников с поддержкой ГЛОНАСС/BeiDou и соответствующего оборудования, так что с точки зрения обеспечения потребителей конечным оборудованием опасности нет".
По словам Рогозина, к решению задачи импортозамещения уже приступила рабочая группа с привлечением специалистов российских ОАО "НИИМЭ и Микрон" и НИИМА "Пирогресс". На последнем разрабатывают микроэлементную базу, на первом ее производят. Речь пока идет о чип-модулях, которые обрабатывают информацию и передают ее на спутник и обратно.
"Мы производим элементную базу на топологии 180-90 нанометров и уже переходим на 65 нанометров, - пояснил "Эксперт Online" Алексей Дианов, директор по корпоративным коммуникациям ОАО "НИИМЭ и Микрон". - Сейчас мы делаем элементную базу для НИИМА "Прогресс" и "Нависа", но если поступят заказы на производство от других разработчиков, мы сможем обеспечить их выполнение. Впрочем, стоимость производства будет зависеть от объема серии. Пока что обеспечение всего служебного и государственного транспорта навигацией предполагает, по разным оценкам, установку около 800 тысяч навигационных модулей. Для сравнения: для российской Универсальной электронной карты и для загранпаспортов мы делаем около 4 млн чипов. В целом, мощности нашего производства позволяют выпускать десятки миллионов интегральных схем в месяц".
"Первый звоночек" для создателей ГЛОНАСС прозвучал весной-летом прошлого года, когда Госдепартамент отказал России в закупке электронной компонентной базы для высокоточного геодезического спутника "Гео-ИК-2". Тогда это было связано со скандалом вокруг бывшего сотрудника Агентства национальной безопасности США Эдвардом Сноуденом, укрывшемся в от преследования в России. Тогда же штаты намекнули, что в будущем отказ может коснуться и спутников системы ГЛОНАСС. Впрочем, ни тогда, ни даже после присоединения Крыма и введения отраслевых санкций со стороны Евросоюза ни одна из стран не отказалась от сотрудничества в области создания системы ГЛОНАСС.
"Опасения по поводу отказа от сотрудничества западных партнеров есть, но хотелось бы рассчитывать на их благоразумие, поскольку транспорт из стран Европы тоже активно ходит по нашей территории, а значит и ЭРА ГЛОНАСС нужна им самим, - говорит Виктор Непоклонов. - Но если даже кто-то откажется что-то производить для ГЛОНАСС, стоит только кивнуть - и сразу найдется замена в том же Китае по любой элементной базе. Так что пусть формально ГЛОНАСС и относится к системам двойного назначения, ни под какие санкции он, полагаю, не попадет".
Запрет на поставки в Россию электронных компонентов для нужд российского ГЛОНАССА не остановит развитие проекта, - пояснил "Эксперт Online" Иван Андриевский, первый Вице-президент "Российского союза инженеров". "Наши специалисты обладают всем необходимым, чтобы в кратчайшие сроки заместить иностранные компоненты в спутниках и навигационном оборудовании, - говорит эксперт. - Технически разница между ГЛОНАСС и GPS заключается в использовании различных стандартов и частотных диапазонов в работе. Транспортные службы России адаптированы к обеим системам навигации, но если в результате санкций мы лишимся доступа к спутникам GPS, то потери будут значительны скорей для владельцев этой системы. При активной поддержке государства полный переход на отечественные спутниковые системы займет всего лишь несколько лет. ГЛОНАСС используют в работе не только в российских изделиях, но и ряд крупнейших компаний-производителей высокотехнологичных компонентов, таких как Samsung, Garmin, и если учесть что в пользователях этих компаний состоит не только одна шестая часть суши, то о каких страхах за ГЛОНАСС можно вообще говорить".
Другая проблема, с которой могут столкнуться разработчики ГЛОНАСС - быстро устаревающие карты для навигационных систем.
"Наши компании делали карты для ГЛОНАСС еще два-три года назад, но обновлять их ранее было положено раз в пять лет, а сейчас этого не делается и похоже не предвидится, - пояснил "Эксперт Online" Валерий Васильев, президент НП "Картография и навигация". - "ЭРА-ГЛОНАСС" предполагает точное и быстрое реагирование на дорожные происшествия. С нашим бесконтрольным строительством все очень быстро меняется: где вчера была дорога, сегодня уже нет или рядом прошла новая. Без постоянного уточнения карт нет и гарантии, что спасательные службы во всех районах смогут реагировать".
"Руководству нового ОАО следует также обратить внимание на срок службы действующих спутников ГЛОНАСС на орбите до семи лет, - говорит Иван Андриевский. - Уже сегодня необходимо поддерживать молодых специалистов в области производства электронного оборудования, субсидировать их образование, перспективные проекты и оригинальные идеи, чтобы в дальнейшем избегать утечки "мозгов" за границу".
Фото: ruptela.pro