← Автомобильные грузоперевозки

Надежды и опасения сибирских автоперевозчиков

Вячеслав Трунаев, руководитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по СФО, президент НП "Объединение перевозчиков Сибири", полагает, что введение экономических санкций способно дать внушительный импульс развитию грузоперевозок на китайском и монгольском направлениях. Свое видение ситуации он изложил в статье, опубликованной на портале "Континент Сибирь". А между тем новосибирские перевозчики начали менять регистрацию - ведь с 1 января 2015 года будет отменена льготная ставка налога на мощные грузовики в Новосибирской области.

Перевозчики пойдут на Восток
В новой ситуации сибирские автотранспортные компании могут сильно выиграть, пишет Вячеслав Трунаев. Правда, для этого нужно решить проблему торгового сообщения с Китаем через Казахстан.
Как известно, в ответ на присоединение Крыма к России США, Евросоюз, Канада и ряд других стран установили экономические санкции по отношению к России.  В частности, установлен запрет на инвестиции в ряд секторов, а также запрет на покупку у России более 250 наименований товаров. 6 августа президент РФ Владимир Путин ввел сроком на один год запрет на импорт продовольствия из стран, которые ввели санкции против России.
Все это должно сильно оживить торговый оборот России с восточными соседями, в частности, Монголией и Китаем, а значит, и автогрузоперевозки в этом направлении. Китай давно стал одним из ключевых партнеров России, а Монголия в силу продовольственного эмбарго может стать одним из основных поставщиков качественных продуктов, и в первую очередь мяса. Здесь кроется большой потенциал для роста нашей автотранспортной отрасли, которая в последние несколько лет находится в стагнации. Можно прогнозировать, что сейчас те сибирские перевозчики, которые работали на европейском направлении, а также на внутрироссийских рейсах, будут переориентироваться на Монголию и Китай. Могу сказать, что
даже до введения санкций автоперевозки грузов из Европы стали терять в рентабельности. Собственно, как и все перевозки в западном направлении.
Стоимость фрахта за перевозку из Новосибирска в Москву в 2,5-3 раза дешевле обратного маршрута. Кстати говоря, и перевозчики из Центрального, Приволжского округов проявляют сейчас повышенный интерес к восточным направлениям: в последнее время они не раз звонили мне с вопросами о китайских и монгольских маршрутах.
Конечно, у западносибирских транспортников есть географическое конкурентное преимущество, но для того, чтобы они по-настоящему выросли в новой рыночной конъюнктуре, необходимо решить важную проблему. До середины 2013 года перевозчики из Алтайского края, Новосибирской, Омской и Кемеровской областей перемещали грузы из Китая транзитом через Казахстан. Однако интерес к рынку Поднебесной почувствовало правительство Казахстана, решив оттеснить иностранных перевозчиков. Результатом протекционистской политики Казахстана явилось решение администрации Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) КНР с июля 2013 года закрыть въезд на территорию СУАР с территории Казахстана российским перевозчикам.
Китайцы обосновали свое решение тем, что до 2013 года пропуск российских автомобилей в Китай через Казахстан производился в нарушение действующего Межправительственного соглашения о международном автомобильном сообщении от 18.12.1992. По Соглашению автоперевозки между Россией и Китаем должны выполняться на основании разрешений через пограничные пункты, открытые для двустороннего сообщения, и по дорогам, утвержденным обеими сторонами. Есть у перевозчиков другой маршрут в Китай - через автомобильный погранпереход Забайкальск - Манчьжурия. Но для западносибирских перевозчиков этот путь в 2,5 раза длинней и, соответственно, затратней. Поэтому для освоения перспектив российско-китайских перевозок необходимо решить вопрос с въездом в Китай транзитом через Казахстан. С этим предложением мы обратились к полномочному представителю Президента РФ в СФО и нашли поддержку. Наболевший вопрос включали в перечень рассматриваемых вопросов 17-го и 18-го заседаний Рабочей группы по транспорту и автомобильным дорогам Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта Комиссии по подготовке регулярных встреч Глав правительств РФ и КНР.  
Хотим еще раз публично обратиться к руководителям регионального и федерального уровня! По нашему глубокому убеждению, нет абсолютно никаких признаков нарушения двустороннего Соглашения со стороны российских перевозчиков при пересечении китайской границы с территории Казахстана.
Мировая практика применения разрешительной системы при двусторонних перевозках грузов автомобильным транспортом предполагает въезд перевозчиков одной договаривающейся стороны на территорию другой стороны через автомобильные пункты пропуска, расположенные как на общей границе, так и с территории третьих стран.
Отрасль автогрузоперевозок должна подняться в полный рост: объемы перевозок грузов и пассажиров автотранспортом, так же, как и развитие дорожной инфраструктуры, говорят об уровне развития страны в целом. По данным Союза автотранспортников Республики Казахстан, общий объем транзитных грузов через Казахстан в 2012 году составил 17,8 млн тн, объем доходов от которых превысил 1 млрд долларов США. При этом на долю автотранспорта приходится 1,46 млн тонн (в 2013 году грузопоток в Казахстане вырос на автомобильном транспорте на 9,8%). Основной объем в структуре транзитных перевозок занимает Россия (50%).
Но для того, чтобы автоперевозчики использовали в полной мере свои шансы, власть должна оказать практическую помощь отрасли автогрузоперевозок, создать благоприятные условия для работы российского перевозчика, решить обозначенную нами проблему путем двусторонних переговоров между Россией и Китаем.
Грузоперевозчики Новосибирска начали менять регистрацию
С 1 января 2015 года в Новосибирской области ставка налога для грузовых автомобилей мощностью более 300 лошадиных сил (лс) увеличивается в 2,5 раза - с 34 рублей до 85 рублей за лс. По данным участников рынка уже сейчас часть новосибирских компаний, занимающихся автомобильными грузоперевозками, перерегистрируется в соседние регионы. В ситуации разбиралась корреспондент РБК Оксана Павлова.
Сниженная ставка налога для грузовиков мощностью более 300 лс - 34 рубля- была введена в регионе в 2006 году с целью развития рынка грузовых перевозок. Весной 2014 года было принято решение об отмене этой льготы.
"Учитывая нарекания от общественности, связанные с тем, что мощные грузовики, имея низкую ставку транспортно налога, наносят большой ущерб дорогам региона, а также учитывая проблемы с объемом дорожного фонда, было принято решение отменить эту льготу для грузовиков более 300 лс", - говорит депутат Законодательного собрания Новосибирской области Максим Леоненко.
В настоящее время, в Новосибирской области для грузовиков мощностью от 150 до 200 лс ставка составляет 50 рублей за 1 лс, от 200 до 250 лс - 65 рублей, от 250 до 300 лс - 85 рублей, выше 300 лс - 34 рубля.
"С января льготная ставка для грузовиков мощностью более 300 лс отменятся. Для всех грузовиков мощностью более 250 лс будет действовать единая налоговая ставка 85 рублей", - уточняет он.
По данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) в Сибирском федеральном округе при среднем автопарке - 15 грузовых автомобилей мощностью 450 лс каждый -
налоговое бремя для предпринимателя при этом вырастет с 367 тыс до 1 млн рублей.
По словам, руководителя филиала АСМАП в Сибирском федеральном округе Вячеслава Трунаева, отмена льготной ставки для мощных грузовиков приведет к падению прибыли грузоперевозчиков. "Очевидно, что кто-то в таких условиях будет экономить на обновлении и обслуживании автопарка, кто-то вообще уйдет с рынка", - говорит он.
Участники рынка грузоперевозок уверены, что отмена льготной ставки для мощных грузовиков приведет к тому, что часть грузовых компаний будет регистрировать свою технику в других регионах. По словам Трунаева, уже сейчас некоторые новосибирские компании создают совместные предприятия в Казахстане и в Томской области. "К слову, одна машина в автопарке создает вокруг себя до 5 рабочих мест", - отмечает он.
"Компании будут регистрироваться в других регионах, если вести бизнес в Новосибирской области им станет слишком накладно, - говорят и в компании "ЗапСиб-Транссервис Авто".
Так, например, в Томской области ставка для грузовиков мощностью более 250 ЛС сегодня составляет 75 рублей, от 200 до 250 ЛС - 31 рубль, от 100 до 150 ЛС - 17 рублей.
"В любом случае, повышение налоговой ставки отразится, прежде всего, на клиентах грузовых компаний, т.к. эти расходы будут заложены в тарифы", - отметил эксперт компании "ЗапСиб-Транссервис Авто". На сколько именно может вырасти тариф собеседник РБК.Новосибирск оценить затруднился.
"Автоперевозчики Сибири и так сегодня находятся в неравном конкурентном положении с автоперевозчиками Москвы и Санкт-Петербурга. Везти груз из Новосибирска в Москву фурой 20 тонн стоит в среднем 45 тыс. рублей, а из Москвы в Новосибирск столичные компании везут грузы уже по цене 145 тыс. рублей", - говорит руководитель филиала АСМАП.
"Из-за жесткой конкуренции за грузы, тарифы по ряду направлений из Новосибирска не повышались с 2008 года. При этом, цены на топливо за это время выросли в два раза. В этих условиях увеличивать для местных компаний налоговую нагрузку неправильно", - уверен Трунаев.
Он также отметил, что официальной статистики - сколько в Новосибирской области действует грузовых автоперевозчиков - сегодня нет, поэтому пока нельзя сказать точно - насколько уменьшится рынок и сколько налогов потеряет регион с отменой этой льготы.
Максим Леоненко не считает, что отмена льготы для грузовиков мощностью более 300 лс приведет к массовой перерегистрации новосибирских автоперевозчиков в соседние регионы. "С отменой этой льготы разница в налоговой ставке для мощных грузовиков в Новосибирской и Томской областях составит всего 10 рублей", - отмечает он.
Он также не исключает, что и в Томской области в ближайшее время может быть повышена налоговая ставка для грузового автотранспорта. "Сокращение объемов дорожных фондов наблюдается практически во всех регионах", - говорит Леоненко.
"Было бы замечательно вовсе уйти от транспортного налога и пропорционально заменить его топливным акцизом - рассуждает Максим Леоненко. - Автовладельцы платили бы столько, сколько они потратили топлива".
По его мнению, это стимулировало бы собственников экономить топливо и содержать автомобили в лучшем техническом состоянии. Однако в текущей ситуации, связанной с состоянием дорожного фонда, это предложение не будет поддержано. "Реализация этой инициативы необходима на федеральном уровне", - заявляет собеседник РБК.Новосибирск.
В статье использованы материалы сайтов "Континент Сибирь" и "РБК"
Фото: nowosib.com
Континент Сибирь Online