← Автомобильные грузоперевозки

Смогут ли украинские власти обязать грузовики платить за проезд по дорогам?

Минифраструктуры Украины хочет ввести плату за проезд грузовиков массой свыше 12 тонн. Перевозчики инициативой недовольны: документ "сырой", да и поступления в Дорожный фонд нужно сделать прозрачными. И власть, и перевозчики уже обменялись взаимными обвинениями. Кто виноват и что делать? В проблеме разбирался портал Delo.ua.

6 мая текущего года на сайте Минифраструктуры для публичного обсуждения был размещен проект Закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения платы за проезд грузовых автомобилей для компенсации вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования". Собранные средства планируется направить в Государственный дорожный фонд Украины для финансирования строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог. Уже 22 июля там же для обсуждения был размещен доработанный законопроект с аналогичным названием. На данный момент документ находится на стадии обсуждения, но обе стороны уже успели высказать все "за" и "против", приправив заявления взаимными обвинениями. И если в "Укртрансинспекции" констатировали регулярное и умышленное превышение перевозчиками допустимой массы грузового авто, то сами перевозчики обвиняют власти в скрытии информации об акцизном сборе.
Дорога на тот свет
В "Укртрансинспеции" заявляют, что убытки от нарушения весовых и габаритных параметров не сопоставимы с налогами, которые платят перевозчики. По статистике, в I полугодии 2014 году объем перевозок грузов автомобильным транспортом составил 63,5 млн тонн, из них 6,9%, то есть 4,4 млн тонн, приходится на перевозки зерновых культур.
По словам председателя "Укртрансинспекции" Валерия Черненко,
в текущем году увеличилась доля перевозок грузов именно автомобильным транспортом.
"С целью экономии числа рейсов и снижения расходов, более 80% автомобильных транспортных средств осуществляют перевозку зерна с превышением весовых нормативов", - сообщил Черненко, добавив, что некоторые автомобили осуществляют перевозки грузов, общая масса которых иногда достигает 70-80 тонн.
По словам Черненка, украинскиедороги рассчитаны на автомобили общим весом до 38 тонн и нагрузкой на ось 6 тонн, сейчас же на некоторых участках нагрузка на ось возросла до 11 тонн. "При этом, на сегодняшний день 1,67% дорог общего пользования I категории построены после 2000 года рассчитаны на нагрузку 11,5 тонн на ось, 24,42% дорог общего пользования II и III категории построены после 1985 года и рассчитаны на нагрузку 10 тонн на ось , 73,91% дорог общего пользования построены до 1972 года и рассчитаны на нагрузку 6 тонн на ось", - отмечают в Укртрансинспекции.
Говоря о потерях, Черненко констатирует, что по предварительным расчетам сумма убытков дорожному хозяйству от перегруза транспортных средств только за летний период составляет более 2 млрд грн. Вместе с тем, стоимость капитального ремонта 125,4 тыс. км составляет от 200,64 млрд грн до 3,8 трлн грн (в зависимости от категории дороги). Стоимость текущего ремонта колеблется от 37,6 до 840,2 млрд грн.
Вдобавок,
по убеждению главы "Укртрансинспекции", из-за повреждения покрытия, конструкции дорог и мостов, срок эксплуатации автомобильных дорог сокращается на 70%.
По данным представителей регионального проекта "ТРАСЕКА" Безопасность дорожного движения II", ежегодные потери от дорожно-транспортных происшествий составляют более $4,5 млрд.
"Секретные" показатели
В штыки законопроект и, соответственно, инициатива обязать водителей грузовых автомобилей платить за движение по дорогам, восприняли сами перевозчики. По данным Украинской зерновой ассоциации (УЗА), введение платы приведет к росту затрат на автомобильные перевозки и будет негативно влиять на конкурентоспособность предприятий автомобильного транспорта.
Как отметил Delo.UA президент УЗА Владимир Клименко, в случае принятия законопроекта, затраты для перевозчиков вырастут в 2 раза, что грозит банкротством некоторым перевозчикам. На заявления "Укртрансинспекции" Клименко парировал, утверждая, что с 2014 года цены на автомобильное топливо на внутреннем рынке выросли в полтора раза, и поэтому логично было бы считать, что увеличатся и поступления в Дорожный фонд.
"Но состояние дорог при этом остается неудовлетворительным, не проводится даже ямочного ремонта", - говорят в УЗА.
Вместе с тем Клименко отметил, что
в текущем году около 38% перевозок зерна перешло с железнодорожного транспорта на автомобильный.
Напомним, что "Укрзализныця" в январе-июле 2014 года сократили перевозки грузов на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года - до 239,75 млн тонн грузов. Отвечая на вопрос Delo.UA, почему же перевозчики не хотят переоринтировать часть грузов зерна на желдорогу, Клименко заметил, что у "Укрзализныци" наблюдается нехватка вагонов. "Стоимость одного вагона-зерновоза составляет около $80 тыс.", - говорит президент УЗА.
Вместе с тем УЗ распространила информацию, что рабочий парк грузовых вагонов, ежесуточно задействованных в перевозках зерновых грузов, в августе 2014 составил 12,6 тыс. вагонов, что на 1,54 тыс. вагонов больше, чем было задействовано в перевозках в августе 2013 года.
Не только УЗА против введения платы за проезд грузовиков. Отрицательно высказались о данной инициативы и в Федерации работодателей транспорта Украины (ФРТУ). В пресс-службе ведомства заявили, что, понимая необходимость гармонизации национального законодательства с законодательством ЕС в вопросах платы за пользование автомобильными дорогами, ФРТУ считает, что в нынешних реалиях нововведение преждевременное и "сырое".
"Оно повлечет дополнительную финансовую нагрузку на перевозчика, увеличение себестоимости перевозок, снижение конкурентоспособности украинского рынка автомобильных перевозок", - говорят в ведомстве.
Вдобавок эксперты раскритиковали слова Черненко о том, что уплачиваемые налоги перевозчиками - "капля в море". "Если цель законопроекта - пополнить дорожный фонд для реконструкции дорог, то на сегодняшний день перевозчик при каждой заправке автомобиля платит заложенный в нефтепродукты акцизный сбор и ввозную пошлину на нефтепродукты, средства из которого должны направляться на дороги. Однако
в Украине информация об акцизном сборе едва ли не под грифом "секретно",
- говорят в ФРТУ, добавляя, что сначала необходимо ввести прозрачный механизм контроля за использованием средств акцизного сбора, и только после этого рассматривать вопрос о ведении дополнительного платежа с работодателя.
Резюмируя, в Федерации комментируют, что до сих пор не ясно, каким именно образом рассчитывалась так называемая финансовая компенсация за нанесение вреда дорогам и нет определения порядка сбора и использования этих средств.
Взгляд извне
Юристы же утверждают, что правильное решение этой двухсторонней проблемы находится в плоскости экономики, а не права: капитальный ремонт, расширение и усиление дорог. По словам советника юридической финрмы "єПраво" Виталия Власюка, зачастую автомобильные дороги в Украине, особенно правая полоса, действительно сильно деформированы. Причин тому две: изначальная неприспособленность дорог под современные грузовики и, собственно, движение последних с перегрузами.
"К сожалению, в нынешних условиях законодатель прибегает к другому решению: ограничивает или запрещает движение большегрузов в дневное время, по определенным дорогам или полосам. Однако проблема остается, поэтому намерение законодателя делать дополнительные шаги считаю верным", - говорит Власюк.
По словам юриста, если очень упростить ситуацию, ответом на вопрос "Кто виноват" действительно будет "Фуры". "Таким образом, увеличение сборов с тех, кто портит дороги, справедливо", - отмечает эксперт, добавляя, что в большинстве Европейских стран, с оговоркой о неправильности сравнивать качество автомобильных дорог, владельцы грузовиков также платят куда как больше. "Отдельно подчеркну, что проблему "перегрузов" также нужно решать, возможно, поднимать штрафы. Главное, чтоб деньги пошли по назначению", - резюмирует эксперт.
Но пока проблемы с перевесом большегрузных автомобилей и качеством украинских дорог остаются. Какое решение примут после обсуждения законопроекта - покажет время. А пока украинцам ничего не остается, как ездить по тем же дорогам.
Фото: newsukraine.com.ua
Delo.ua