← Склады и грузовые терминалы

Курганцы строят планы на счастливое логистическое будущее

После того, как Алексей Кокорин рассказал Владимиру Путину о логистическом центре, проект стал излюбленной темой для разговоров местных элит. Но, как показали еженедельные фокус-группы "URA.Ru", простые курганцы не имеют даже малейшего представления о планах власти. Где, как и за чей счет он будет построен, можно ли снизить стоимость центра в четыре раза и что получат от этого курганцы - об этом в материале "URA.Ru".

Сегодня существующие в регионе транспортные пути в основном направлены на центральную часть России. Товар, например, из Китая, Средней Азии доходит до Москвы и, пройдя через сеть распределительных центров, отправляется по всей стране. Такой путь требует серьезных временных и финансовых затрат. "Географически Курганская область очень выгодно расположена, прямое направление через Казахстан на Китай, и есть пограничный пункт. Аналогичный есть в Оренбурге, но там прямая дорога идёт на Москву, а Уральский федеральный округ у нас остается как бы в стороне. Если бы построить там логистический центр...", - предложил Алексей Кокорин главе государства.
После путинского многообещающего "давайте проработаем это" власти Зауралья стали обсуждать несколько вариантов расположения логистического центра.
Первый - Варгашинский район, где будет обеспечена связь и с аэропортом, и с железной дорогой, и с автомобильной федеральной трассой.
Второй - в Кургане, в районе Тюменского кольца.
Есть и еще один проект строительства объекта: в Шадринске центр будет способствовать развитию индустриального парка, который будет создан там. "Это не взаимоисключающие объекты. Почему бы и нет? В Германии 58 логистических центров. Грузооборот увеличится в два раза. По поступлениям в бюджет это будет второй "Курганмашзавод". Все будет зависеть от функций: если это логистический центр, который будет заниматься распределительными функциями, это одна сумма, если мы говорим о растаможивании товара - это другая цифра. Все будет зависеть от конкретного проекта, от инвестора и от нас, насколько мы сможем обосновать необходимость передачи нам определенных полномочий, насколько мы масштабно сможем реализовать проект", - рассказал "URA.Ru" заместитель губернатора Курганской области - директор департамента экономического развития, торговли и труда Сергей Пугин.
Как удалось узнать "URA.Ru", федеральные Минрегион и Минтранс уже поддержали идею региональных чиновников. Сейчас, как рассказал Пугин, правительство готовит документы для вице-премьера Аркадия Дворковича, который будет докладывать президенту.
"От нас - транспортная стратегия, расчет и технико-экономическое обоснование этого проекта. Если он получит федеральную поддержку, вероятность привлечения крупного инвестора серьезно увеличится, буквально в разы", - отметил уже другой член правительства - первый заместитель губернатора Сергей Путмин.
Отметим, что проекты строительства логистических центров есть и в соседних регионах. Например, в Тюменской области их будет сразу четыре, общая площадь - более 100 тыс. кв. м. Они разместятся на территории Тюменского района и в Ялуторовске, инвестиции ? 4,5 млрд рублей. Их реализацией займутся три крупные федеральные компании и одна межрегиональная. Известно, что один из центров построит сеть магазинов "Магнит".
Если центры в Тюмени, по словам наблюдателей, будут направлены, в первую очередь, на развитие торговых сетей, то в Челябинской области ТЛК "Южноуральский" будет ориентирован на товарооборот из Казахстана и Китая.
Общая площадь проекта - 180 га, в том числе сам ТЛК - 120 га, остальное - промзона. Партнером челябинцев выступает ОАО "Государственная транспортно-лизинговая компания". В реализации проекта также участвуют казахстанские компании ОАО "Кедентранссервис" (комплексная поддержка контейнерных шатл-перевозок) и АО "Казакстан Темир Жолы" (обеспечение ж/д перевозок по территории Казахстана). Еще в конце прошлого года лизинговый совет "ГТЛК" единогласно одобрил выделение 6,6 млрд рублей на строительство. Врио губернатора Челябинской области Борис Дубровский недавно пригласил Владимира Путина принять участие в запуске первой очереди транспортно-логистического комплекса.
Власти Зауралья уверены, что их центр имеет преимущества над конкурентами. "По морскому пути китайские товары идут в Европу 20 тыс. км, по Трансибу - 10 тыс. км. До Курганской области - 8,5 тыс. км. У нас есть все виды транспорта - автомобильный, железнодорожный и авиационный. По авиационному мы работаем над созданием международного терминала. В планах - реконструкция (продление) взлетно-посадочной полосы, чтобы можно было принимать грузовые самолеты, транзитные грузы. У нас действующая инфраструктура по таможенному оформлению товаров: у нас есть пункты пропуска, где эта процедура уже была организована, у нас есть расквартированные федеральные структуры. Все это - хорошее конкурентное преимущество для размещения логистического центра на территории Курганской области", - прокомментировал Сергей Пугин. Уже достигнуты И договоренности с Деловым клубом ШОС, который одобрил идею курганцев и готов ее лоббировать.
При этом Сергей Пугин, оценивая шансы Зауралья, все-таки оговорился, что все будет зависеть от того, кто эффективнее сможет выстроить процесс. "Но остальные тоже без работы не останутся, потому что количество товаров огромно. Все будет зависеть от того, кто займет основную нишу, а кто окажется в менее выгодных условиях. Сегодня не идет конкуренция за сам транспортно-логистический центр, потому что все приняли решение, что будут их строить, а вот кто правильнее организует информационное, маркетинговое сопровождение данного проекта, тот получит наибольшую выгоду", - подытожил вице-губернатор.
Глава Зауралья Алексей Кокорин, рассказывая о проекте, отметил, что в центре будут работать порядка тысячи курганцев. Предполагаемый денежный оборот - 15-20 млрд рублей в год. Также он озвучил нескромную сумму, которая понадобится на реализацию идеи, - 17 млрд рублей. По словам Сергея Пугина, приблизительно 8% - средства областного бюджета, 41% - федерального, 51% - частные инвестиции. Плюс ЮУЖД планирует до 2020 года вложить в модернизацию дороги еще 17,8 млрд рублей.
Между тем, эксперты считают, что сумма завышена, количество рабочих мест может быть большим, а грузопотоки нужно пропускать через Петухово (для этого надо добиться переориентации части грузопотока на территории Казахстана). По мнению члена экспертной группы АСИ Александра Трахтенберга, максимальная стоимость проекта - четыре-пять млрд рублей. "Центр мощностью до 140-150 тыс. кв. метров должен полностью поглотить объемы, которые могут быть пущены через Петухово, при этом, будут созданы до трех тыс. новых рабочих мест. Учитывая сложившуюся ситуацию, стоимость строительства одного метра склада класса "А" или "В+" может составить максимум до 700 долларов, для условий Курганской области эта цифра должна снизиться до 500 долларов за кв. метр. Еще раз следует распределить зоны ответственности. Государство - строительство инфраструктуры логистического центра, подготовка всех участков для будущего строительства терминалов "под ключ", бизнес - строительство собственно складов. Причем, земля должна оставаться в собственности государства. К слову, этот подход следует реализовывать по всем приоритетам инвестстратегии", - считает эксперт.
Бизнес-сообщество Зауралья сегодня высоко оценивает перспективы проекта, кроме появления новых рабочих мест, люди ждут увеличения налогов. При этом, по мнению предпринимателя Владимира Екимова, строительство логистического центра негативно не отразится на малом бизнесе региона - такие опасения высказывались неоднократно жителями Зауралья в ходе фокус-групп "URA.Ru". "Малый бизнес у нас давно задавлен. Давить некого. Кто выжил - тот и дальше выживет", - заявил предприниматель.
фото - Илья Московец
УРА.ru