Девелопер "УралТрастСервис" открыл в Екатеринбурге новый складской комплекс класса А на 7 тыс. кв.м. При этом эксперты констатируют: от дефицита складов это город не спасет. В городе сейчас наблюдается нехватка качественных складов (класса А и В). В 2014 году эксперты прогнозируют сдачу в эксплуатацию 50-60 тыс. кв. м, что на 20-30% меньше, чем в прошлом году.
Компания "УралТрастСервис" открыла в Екатеринбурге новый складской комплекс класса А. Площадь объекта составляет почти 7 тыс. кв. м, он расположен в Железнодорожном районе в непосредственной близости от выезда на ЕКАД и Серовский тракт. Общая площадь земельного участка - 9 045 кв. м. Складские помещения занимают в комплексе 4 810 кв. м, офисные (антресоли) - 2 116 кв. м. По информации "УралТрастСервис", среди характеристик объекта - наличие собственной газовой котельной и трансформаторной подстанции, автономного водоснабжения, Интернета и др.
"Сейчас весь комплекс полностью свободен и подготовлен для арендаторов. Арендная ставка складских помещений составляет 450 руб. за кв. м, офисных - 500 руб. за квадрат", - пояснили в "УралТрастСервис".
Добавим, на прошлой неделе стало известно, что компания "А Плюс Девелопмент" (головной офис - в Санкт-Петербурге) намерена начать строительство логистического комплекса класса А. Объект под названием "А Плюс Парк Екатеринбург" расположится в 8 км от ЕКАД. Известно, что комплекс площадью 50,6 тыс. кв. м возведут на участке в 10 га - землю компания арендовала этим летом. По словам Игоря Кротенкова, руководителя региональных продаж "А Плюс Девелопмент", руководство компании считает Екатеринбург перспективным:
"Складов здесь немного, строят в основном локальные девелоперы. При этом потенциал у города большой. Мы хотим здесь заработать, предложив более качественный продукт".
Инвестиции в проект в "А Плюс Девелопмент" оценивают в 1,5 млрд руб. Сейчас представители компании получают техусловия и рассчитывают закрыть этот вопрос в течение двух месяцев.
"После займемся разрешением на строительство. Возвести первую очередь комплекса на 20 тыс. кв. м рассчитываем к концу 2015 г. Вторую и третью очереди - в 2016 г.", - комментирует г-н Кротенков.
И добавляет: в первой очереди площади в ней будут сдавать в нарезку:
"Дальше будем ориентироваться на спрос - если склады будут востребованы, оставшиеся очереди реализуем по такой же схеме. Конечно, в идеале нам хотелось бы строить этот комплекс по системе build-to-suite, под конкретного заказчика. Сейчас ищем такого среди ритейловых сетей и производственных компаний. Рынок Екатеринбурга в этом смысле развит слабо".
Любопытно, что этой весной о старте работы над новым проектом - индустриальным парком класса А+ "PNK Екатеринбург" - объявил еще один федеральный игрок, московская PNK Group. Как сообщали в компании, общая площадь объекта составит 125 тыс. кв. м. Индустриальный парк расположится в 14 км от ЕКАД, вблизи поселка Косулино, и в 15 км от аэропорта Кольцово. По словам Олега Мамаева, исполнительного директора PNK Group, решение о запуске нового проекта в Екатеринбурге связано с дефицитом качественных складских объектов на Урале. Начать строительство планируется во второй половине 2014 г., завершить - в 2016 г.
При этом эксперты констатируют:
несмотря на довольно интенсивное пополнение рынка, девелоперы не могут полностью удовлетворить спрос со стороны оптовых и розничных компаний.
В Екатеринбурге сейчас наблюдается дефицит качественных складов (класса А и В). Можно выделить несколько причин этого явления. Первая - рекордно низкие объемы строительства складских помещений в столице Среднего Урала. В 2014 году эксперты прогнозируют сдачу в эксплуатацию 50-60 тыс. кв. м. Это на 20-30% меньше, чем в прошлом году. Вторая причина - неэффективное использование построенных складов. Некоторые владельцы сталкиваются с проблемой увеличения производительности, пропускной способности и эффективности использования складских площадей.
"Итоги этого года для этого сегмента недвижимости пока подводить рано. Однако некоторые выводы можно сделать уже сейчас. В этом году объем сдачи в эксплуатацию складов предположительно составит 50-60 тыс. кв. м. Это рекордно низкие цифры. Особенно на фоне того, что в Екатеринбурге наблюдается стабильный спрос на качественные складские помещения. Дефицит привел к тому, что в первом полугодии 2014 размер арендных ставок в городе в среднем вырос на 7-10%", - сообщил директор Уральского филиала "Логопарк.РУ" Виталий Хиль.
По его словам, острый дефицит качественных складов в Екатеринбурге привел к тому, что некоторые предприниматели не могут подобрать необходимое помещение в столице Среднего Урала, поэтому вынуждены арендовать склады в Челябинске или Перми.
"По нашим прогнозам, в следующем году ситуация только ухудшится. Объемы ввода в эксплуатацию складских помещений могут снизиться до 40-50 тыс. кв. м. Это во многом обусловлено тем, что в Екатеринбурге почти не планируются к реализации крупные проекты", - заявил Виталий Хиль.
Добавим, что объемы строительства складов в городе в данный момент находятся на историческом минимуме. В прошлом году в столице Среднего Урала было возведено около 70 тыс. кв. м. Это на 20-30% больше, чем планируется сдать в 2014 году. А также на 30-40% больше, чем прогнозируется на 2015 год.
Одним из инструментов решения проблемы дефицита складов является улучшение условий работы для застройщиков.
"Проблемы девелоперов во многом обусловлены структурными сложностями экономики и негативной ситуацией на финансовых рынках. Сейчас застройщики не имеют возможности получить "длинные" деньги на нормальных условиях.
Кроме того, после введения западных санкций в отношении российских банков кредитные учреждения заметно сократили объемы финансирования строительного сектора", - сообщил представитель "ТК-Менеджмент" Николай Сенцов.
По его мнению, эта проблема станет менее острой только после стабилизации экономической ситуации в России.
"Также девелоперы жалуются на неразвитую дорожно-транспортную инфраструктуру, бюрократические барьеры и сокращение платежеспособности арендополучателей", - заявил Николай Сенцов.
Президент НО "Уральская логистическая ассоциация" Сергей Шавзис считает, что другим инструментом для увеличения числа складских помещений является превращение Екатеринбурга в крупный межрегиональный центр логистики.
"Сейчас Екатеринбург имеет 1,3 млн кв. м. складских помещений: из них 700 тыс. кв. м. - класса А и В. Тогда как, к примеру, Москва имеет более 8 млн кв. м. И это при том, что Екатеринбург с точки зрения развития транспортной логистики находится в более выгодном положении. Он расположен в самом центре России.
К тому же в последнее время активно растет объем товарооборота РФ и азиатских стран. В связи со вступлением нашей страны в Таможенный союз у Екатеринбурга есть прекрасный шанс стать буферной зоной, где заграничные товары будут проходить первичную обработку. Для этого необходимо улучшить дорожную и железнодорожную инфраструктуру", - сообщил Сергей Шавзис.
Отметим, что Министерство транспорта и связи Свердловской области до сих пор работает над созданием транспортно-логистической стратегии. Точные сроки появления документа неизвестны - ведомство до сих пор консультируется с бизнесом и согласовывает план с федеральным законодательством. Без внятного руководства к действию, которым должен был стать этот документ, строительство дорог в Свердловской области ведется с ориентиром на сиюминутные потребности, которые к окончанию строительства объектов инфраструктуры могут стать уже неактуальными.
Еще одна возможность решить проблему дефицита складов в Екатеринбурге - увеличить производительность, пропускную способность и эффективность использования уже построенных помещений.
"Для этого следует модернизировать работу многих складов. Сделать их работу автоматизированной, установить специальное оборудование, оптимизировать количество и функционал персонала, максимально учитывать специфику хранимого товара", - сообщил генеральный директор компании "Складская недвижимость" Юрий Большаков.
К примеру, некоторые участники рынка советуют провести интеграцию баз данных в складской логистике.
"Не все игроки готовы этим заниматься. Однако данное решение является целесообразным. Оно позволяет повысить эффективность работы склада, а также сэкономить денежные средства", - заявила коммерческий директор компании "ПакЛайнУрал" Анна Шадрина.
Таким образом, по мнению экспертов, для решения проблемы острого дефицита складов необходимо не только увеличить объемы строительства, но и повысить эффективность эксплуатации уже построенных складских помещений: увеличить производительность и пропускную способность.
Использованы материалы сайта "УралБизнесКонсалтинг"
Фото: ekbrealty.ru