Регулятор ввел новый способ борьбы с оттоком капитала - он расширяет борьбу с фиктивным импортом. Непрекращающийся отток капитала толкает Банк России на усиление мер борьбы с категорией так называемых сомнительных операций, которые играют ключевую роль в процессе оттока. Центробанк будет однозначно относить к сомнительным операции по авансовой оплате товара российскими компаниями иностранным контрагентам.
Об этом сказано в октябрьском письме первого зампреда ЦБКсении Юдаевой - документ разослан в российские банки. При этом около 90% импортных контрактов оплачивается авансом в размере на уровне порядка 30%. Крайняя мера за вовлеченность банка в сомнительные операции - отзыв лицензии. С начала 2014 года ЦБ отозвал лицензии у 63 банков, это вдвое больше, чем за весь прошлый год.
По данным регулятора, чистый отток капитала из России за первое полугодие 2014 года достиг $74,6 млрд: в I квартале он составил $48,8 млрд, во II квартале - $25,8 млрд. Показатель, как ожидается, превысит $100 млрд. При этом в 2013 году отток капитала достиг $62,7 млрд, в 2012 году - $56,8 млрд. В кризисный 2008 год отток составил рекордные $133,6 млрд.
Как пишет Юдаева (копия письма есть у редакции), есть риск вовлеченности банков, включая те, что ранее не нарушали валютное законодательство, в сомнительные операции клиентов с использованием схемы "авансирования будущих поставок". Суть этой схемы заключается в том, что аванс за товар выплачивается российской компанией иностранному контрагенту, но сам товар не импортируется. Так совершается вывод средств за рубеж. Как правило, в подобных договорах купли-продажи товаров на условиях предоплаты указывается длительный срок исполнения обязательств контрагентом - 5-10 лет. А по истечении этого срока, возможно, ни самой компании, ни контрагента уже не будет. Юдаева пишет, что ЦБ однозначно будет относить операции по предоплате товара иностранным контрагентам к сомнительным.
Банкиры недовольны, что ЦБ меняет правила игры и для импортеров, и для банков. Они считают, что такой подход нарушает интересы бизнеса и средних частных кредитных организаций.
- Практика предоплаты является стандартной для внешнеторгового оборота, а суммы в дальнейшем подтверждаются соответствующими валютному законодательству документами, что не принимается во внимание при определении объема сомнительных операций, - считает глава Ассоциации региональных банков России (АСРОС) Анатолий Аксаков. - Соответственно,
банки, активно работающие с предприятиями внешней торговли, необоснованно становятся подозреваемыми в проведении сомнительных операций,
что заставляет, особенно малые и средние банки, отказывать в обслуживании данной клиентской группе, а следовательно, терять доходы и пассивы, и стимулирует недобросовестную конкуренцию со стороны крупных и государственных банков. В части операций предварительной оплаты, в случае если за продолжительный период (например, 2 года) у банка не было нарушений в части исполнения валютного законодательства, связанного с выводом средств за рубеж, нужно применить к нему облегченный режим контроля в этой части и не считать такого рода операции сомнительными.
Но из разосланного письма ЦБ следует, что облегченный режим для таких операций неприменим - даже в случае отсутствия у банка нарушений валютного законодательства на протяжении последних 2 лет. По мнению регулятора, даже такие банки могут стать звеном в цепочке отмывания средств.
В выводе капитала важную роль играют фирмы-однодневки. В июне 2013 года тогдашний глава ЦБ Сергей Игнатьев перед уходом со своего поста объявил в Госдуме, что Банк России выявил сеть компаний, которые в 2010-2012 годах незаконно вывели из России как минимум 760 млрд рублей с нарушением валютного и налогового законодательств. Он заявил, что "создается впечатление, что вся эта сеть однодневок контролируется одной группой лиц". С приходом на пост Набиуллиной ЦБ начал вести непубличный список российских компаний - участников внешнеторговой деятельности, которые подозреваются в незаконном выводе средств за границу и легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем. Его обещали рассылать банкам. Включенные в него резиденты разделены на две группы. К первой отнесены компании, каждой из которых иностранные контрагенты задолжали 80% суммы платежей по контрактам. Во вторую группу входят предприятия, долг нерезидентов перед каждым из которых составляет 20-80% общей суммы договоров.
Кроме того, регулятор в прошлом году обязал банки обеспечить повышенное внимание к операциям с участием белорусских и казахстанских контрагентов, а также направлять информацию о таких операциях в Росфинмониторинг и теруправления Банка России. Регулятор обеспокоен объемом средств, отмытых через эти страны посредством схем фиктивного импорта. По данным ЦБ, через Белоруссию в 2012 году было легализовано $15 млрд, через Казахстан - $10 млрд. Также
Федеральная налоговая служба, Министерство внутренних дел и Центробанк с 2013 года занимаются созданием общего черного списка, куда войдут компании, причастные, по мнению ведомств, к незаконным финансовым операциям. Храниться он будет на сайте Центробанка, и доступ к нему будет открыт для коммерческих банков.
Еще одна идея Центробанка - создать в рамках Таможенного союза, куда входят Россия, Белоруссия и Казахстан, специальную структуру, которая займется контролем за соблюдением "антиотмывочного" законодательства.
В ассоциации "Деловая Россия" считают, что от такой активизации борьбы с выводом капиталов сильнее всего пострадают мелкие импортеры.
- Предоплата импортных поставок, по сути, представляет собой кредитование иностранной компании российским покупателем, - комментирует председатель комитета по валютно-финансовой и денежно-кредитной политике "Деловой России" Игорь Лавровский. - Это рисковая операция. Противоположный вариант, когда оплата осуществляется по факту поставки, по сути, требует кредитования уже на стороне поставщика. Крупные импортеры могут настаивать на этом варианте, так как в этом случае их риски снижаются, однако мелкие импортеры вынуждены работать по предоплате просто из-за отсутствия доступной для них схемы кредитования. Внешнеторговые операции в России и без того сильно зарегулированы. Согласно правилам ЦБ, банки требуют создания страхового депозита импортером. Кроме того, сделка должна быть закрыта в течение 90 дней. В других странах в аналогичных случаях применяются другие схемы. Например, все платежи за границу облагаются налогами с последующим возмещением при подтверждении фактического осуществления сделки, - так называемое налоговое удержание, withholding tax. Такая схема проще в администрировании.
По словам руководителя практики инвестиционного консультирования ФБК Романа Кенигсберга,
предоплата с длительной отсрочкой платежа потенциально может быть использована в нелегальном выводе средств, как и любой другой долгосрочный финансовый инструмент.
Но она также может быть использована и для снижения стоимости сделки - добросовестному российскому покупателю просто сделают скидку за аванс, указывает эксперт.
Старший аналитик ИГ "Норд-капитал" Сергей Алин поясняет, что операции по предоплате товара иностранным контрагентам очень распространены, так как международные поставки связаны с большими рисками - тут может быть и резкая валютная переоценка, и "подвисание" груза на таможне, и множество других моментов, возникающих не по вине какой-либо из сторон.
- В связи с этим найдена золотая середина - предоплата; суммы бывают разные, обычно от 20-50% товара, - говорит Алин. - Естественно, покупатель не будет оплачивать 100% пока еще не осязаемого блага, поэтому и перечисляют авансы. Процент таких операций велик в общем числе внешнеторговых операций, он доминирует.
Предправления Банка расчетов и сбережений Олег Барановский добавляет, что российские поставщики - далеко не самые надежные партнеры для зарубежных компаний, поэтому 90% всех поставок импортных товаров идет по предоплате.
- Крупных отечественных компаний, давно работающих на рынке, которым доверяют, - 50-100, остальным просто отказывают, -
говорит Барановский. - Наш банк уже не проводит такие операции.
По мнению главного аналитика UFS Investment Company Алексея Козлова, присвоение Банком России статуса "сомнительных операций" подразумевает повышенное внимание и контроль со стороны банка и властей за данным видом сделок - это приведет к замедлению проведения таких операций, что не критично, учитывая долгосрочный характер операций с предоплатой. Тем не менее банк берет на себя существенные риски, соглашаясь проводить сомнительные сделки.
- Практика показывает, что ЦБ относит к сомнительным все операции по переводу резидентами средств за рубеж при предварительной оплате товаров и услуг, не учитываются ни объемы платежей, ни рекомендованные характеристики в совокупности, - говорит начальник службы финансового мониторинга Бинбанка Дина Багатова. - При таком подходе любой банк, проводящий предоплату, становится "участником сомнительной схемы авансирования".
Эксперты уверены, что от решения ЦБ в первую очередь пострадают мелкие импортеры и банки, обслуживающие таких клиентов.
Фото: ntdtv.ru