Несколько тысяч рабочих мест в секторе транспортных грузоперевозок может потерять Литва в результате действий России, сократившей квоты на международные автоперевозки для иностранных компаний, оперирующих на российском рынке. Решение Кремля, по мнению грузоперевозчиков из Литвы, носит политический, а не экономический характер. Ведь ввод ограничений ударит не только по перевозчикам из Евросоюза, но и по российским компаниям.
Суть проблемы
"Европейская конференция министров транспорта выдает разрешения на автоперевозки сроком до года на основе квот, действующих в странах-участницах ЕКМТ", - пояснил DW представитель Министерства транспорта и связи Литвы Гражвидас Якубаускас. По его словам, Российская Федерация, являющаяся членом ЕКМТ, начала активно лоббировать интересы своих автоперевозчиков еще в 2009 году и уже тогда ввела ограничения на участие иностранных компаний в секторе грузоперевозок.
В 2011 году квота была сокращена до 67 разрешений в год (перевозки могли осуществлять не больше 670 машин).
А на заседании Рабочей группы по автодорожному транспорту Международного транспортного форума, которое состоялось в сентябре текущего года в Париже, Россия объявила о новых сокращениях:
в 2015 году квота составит 16 базовых разрешений (не более 160 перевозчиков, соответствующих стандарту "Евро-5").
По словам Якубаускаса, представитель Российской Федерации на форуме в Париже дал понять, что доводы и аргументы стран, чьи перевозчики пострадают из-за введенных российской стороной новых квот, являются несущественными и Россия не изменит своего решения до тех пор, пока свои ограничения не отменят Италия, Венгрия, Греция и Австрия. Якубаускас данный аргумент России считает некорректным, так как перечисленные страны свои ограничения вводили, вступая в ЕКМТ, и с ними уже на том этапе согласились перевозчики из других государств.
Россия приняла политическое решение
"Решение России ограничить квоты на перевозки носит не экономический, а политический характер. Никакого смысла с точки зрения бизнеса в этом решении нет, так как ограничения больно ударят не только по перевозчикам из западноевропейских стран, но и по самим россиянам.
Наказывая других, Россия наказала и себя, так как перевозчики из России из-за этого решения потеряют часть рынка в Европе",
- заявил в интервью DW Альгимантас Кондрусявичюс, президент Литовской национальной ассоциации перевозчиков Linava. Действия российской стороны, по мнению Кондрусявичюса, являются очередным этапом "войны санкций", а не попыткой России защитить свой рынок грузоперевозок.
"Из-за ограничений мы потеряем до семи тысяч рейсов в Россию в год. Это, конечно, далеко не смертельно, но достаточно болезненно. Фактически это означает, что литовские перевозчики заработают, грубо говоря, на 30 миллионов евро меньше", - пояснил Кондрусявичюс.
По данным аналитиков ассоциации Linava,
до ввода российского эмбарго на импорт продуктов из стран Европейского Союза грузовые автомобили перевозчиков из Литвы совершали за год около 200 тысяч рейсов в Россию. Общий годовой оборот грузоперевозок составлял до миллиарда евро.
По словам Кондрусявичюса, пока единственным средством борьбы с последствиями российского эмбарго и введенными ограничениями квот ЕКМТ для литовских перевозчиков является поиск новых рынков.
Катастрофы не будет
"Общеизвестно, что Россия своими действиями старается оказать влияние на экономику нашей страны. Поскольку наши перевозчики активно работают на российском рынке, удар как раз по ним и пришелся", - рассказал DW главный экономист банка Swedbank Нериюс Мачюлис.
Тем не менее, по мнению аналитика, хотя представители автотранспортного сектора и испытывают достаточно серьезные проблемы, на данный момент особых поводов для тревог нет. Экономист убежден а том, что как только ЕС и Россия смогут найти компромисс, в результате которого взаимные санкции будут отменены, грузоперевозчики из Литвы смогут вернуть утраченные позиции на российском рынке.
Фото: Витольд Янчис