← ЭДО, ИТ в логистике

Болевые точки логистики

Для любой организации, использующей складские мощности, очень важно оптимизировать затраты на операции, сократить издержки и повысить производительность. Решить эти задачи позволяют системы управления складом (Warehouse Management System, WMS ). Но имеющиеся на рынке решения подходят не для всех видов бизнеса, и, кроме того, их внедрение в отрыве от автоматизации смежных процессов, считают эксперты, не может дать желаемого эффекта.

Проблемы, возникающие сегодня в логистике, по мнению Александра Шумских, ИТ-директора компании Ferrero по России и странам СНГ, затрагивают множество областей: от типичного обеспечения инфраструктуры предприятия до приложений, оптимизирующих работу склада и транспорта, автоматизирующих планирование спроса, работу с клиентами и деятельность торговых представителей. "Развивать каждое из этих направлений необходимо для современной компании, стремящейся получить конкурентные преимущества как через сокращение издержек, так и через внедрение новых процессов и технологий", - поясняет он. Именно по такому пути идет компания Ferrero в России, трансформирующаяся вместе с изменяющимся ИТ-ландшафтом.
"Развитие каждого из направлений - от типичного обеспечения инфраструктуры предприятия до приложений, оптимизирующих работу склада и транспорта, автоматизирующих планирование спроса, работу с клиентами и деятельность торговых представителей, - актуально и естественно для современной компании, стремящейся получить конкурентные преимущества как за счет сокращения издержек, так и за счет внедрения новых для рынка процессов и технологий", - считает Александр Шумских, ИТ-директор компании Ferrero по России и странам СНГ.
Логистическая база
Для компании Ferrero серьезным подспорьем в деле оптимизации складских операций стало внедрение системы SAP EWM. "Этот мощный продукт, принципиально отличающийся от прежнего приложения, будучи решением децентрализованным, позволяет комплексно управлять всеми складскими операциями, в том числе оптимизировать задачи погрузчиков и подбор товара по срокам годности, интегрироваться с производством, ERP-системой, - рассказывает о внедренных решениях Шумских. - Централизация не может стать панацеей, выбор подхода всецело зависит от того, что вы хотите в конечном итоге получить. В нашем случае децентрализованный интегрированный склад - решение, с помощью которого достигается гибкость в настройке логистических и финансовых операций, предоставляющее независимость складской логистики (пусть и относительную) от основной системы предприятия. Мы горды тем, что наша компания, первой внедрившая SAP EWM в России, стала первопроходцем на рынке".
Александр Ульянов, эксперт по логистическому направлению компании itelligence, отмечает важность внедрения WMS практически для всех торговых и производственных компаний, которые имеют собственные складские площадки, а также для поставщиков услуг ответственного хранения: "Они уделяют большое внимание эффективности своей работы, сокращению издержек и повышению конкурентоспособности. Важнейшими факторами успешной работы складского комплекса являются соблюдение разработанной технологии и слаженная деятельность всех участников процесса от момента поступления грузов на склад до их отгрузки. Как раз эту задачу и позволяет решить система управления складом. Будучи классической системой уровня контроля исполнения, она стала эффективным инструментом, который даже в своем базовом функционале позволяет добиться ощутимых результатов".
Рассказывая о процессе внедрения WMS, Ульянов подчеркивает необходимость разделения территории склада на зоны по видам технологических операций в целях автоматизации приема, размещения, хранения, обработки и отгрузки товаров. Это позволяет упорядочить работу персонала на различных участках и эффективно распределить сферы ответственности.
"На стадии внедрения в систему заносятся описание физических характеристик склада, погрузочной техники, параметры всего используемого оборудования и правила работы с ним. Все поступающие грузы помечены штрихкодами. Технологические складские операции под контролем системы производятся на основании штрихкодов, данных о месте хранения и погрузочной технике. Система может использовать любой из существующих типов кодов или печатать этикетки с внутренним штрихкодом. Погрузочная техника и работники склада оснащаются радиотерминалами ввода-вывода данных - переносными компьютерами, общающимися с головным сервером системы по радиоканалу", - поясняет он.
"Недостаток отраслевых знаний приводит к большому числу ошибок, и российские компании сектора идут путем обособления логистики on demand от офлайн-процессов ретейлеров, выделения фулфилмент-операторов из группы 3PL-операторов", - отмечает Алексей Жуков, директор по маркетингу и развитию компании "Бета продакшн".
Все согласны с тем, что WMS является сердцем логистического оператора. Однако ее классический функционал подходит далеко не всегда. Традиционные ретейлеры вынуждены дорабатывать свои системы под новый интернет-канал продаж, меняя подход к организации склада, или передавать обслуживание этого направления на аутсорсинг.
"На сегодняшний день на рынке коммерческих систем управления складом готового решения для интернет-торговли нет,
- считает Алексей Жуков, директор по маркетингу и развитию компании "Бета продакшн". - Абсолютное большинство предлагаемых программных продуктов специализируются на складских процессах традиционных ретейлеров, но логистика on demand интернет-магазина имеет существенные отличия. Большой ассортимент, малая глубина склада, большое количество SKU в подборе (Stock Keeping Unit, SKU - идентификатор товарной позиции, единица учета запасов, складской номер, используемый в торговле для отслеживания статистики по реализованным товарам или услугам. - Прим. ред.), учет технологии упаковки и многие другие особенности вынуждают либо сильно кастомизировать существующие программные продукты, либо заказывать их разработку. Такие доработки требуют значительных финансовых ресурсов и затрат времени. В нашей компании WMS разработана собственными силами и постоянно модернизируется уже много лет".
"Бета продакшн" - крупный российский фулфилмент-оператор - оказывает интернет-магазинам услуги по хранению, комплектации, упаковке и доставке товаров. В России эти услуги относительно новы, и потенциальные их потребители только начинают открывать для себя возможности и преимущества передачи фулфилмента на аутсорсинг.
У таких логистических операторов существуют проблемы с базовой автоматизацией, а кроме того, значительно отличаются складские технологии. Когда логистический оператор подбирает и упаковывает несколько десятков тысяч заказов в день, на первый план выходит минимизация ошибок и времени подбора. И для "Бета продакшн" перспективной является технология Pick by light. (Эта технология служит для сбора и размещения продукции. Отличительная особенность продукта - возможность весового контроля. Данная уникальная технология была разработана с целью автоматизации процессов сортировки SKU. Для идентификации того или иного продукта и определения его количества используются световые сигналы. -Прим. ред.) Однако ее применение нецелесообразно без другого шага - автоматизации.
"У комплектовщика до 80% рабочего времени уходит на перемещение от ячейки к ячейке. Чтобы снизить время таких "прогулок", за комплектовщиком закрепляют выделенные площади, а отобранные заказы транспортируются на следующие этапы комплектации с помощью конвейера, что влечет рост количества персонала, да и конвейер занимает достаточно много полезной площади. Поэтому, в отличие от традиционных операторов, для нас актуальны роботизированные системы, позволяющие существенно сократить потребность в персонале, увеличить скорость и точность подбора товаров", - поясняет Жуков.
Не только склад
Как уже отмечалось, логистика не исчерпывается складскими операциями. "Любой склад проходит в своем развитии несколько этапов, - считает Максим Власов, директор по развитию компании AXELOT. - Сначала он должен просто упорядочить свои процессы, сделать их быстрыми и безошибочными. Затем ему необходимо стать интеллектуальным и с помощью WMS построить мощные системы планирования и управления своей деятельностью. И наконец, склад должен стать полноправным звеном цепочки поставок, тесно интегрированным со своими поставщиками и потребителями. Такой склад будет источником конкурентных преимуществ для своей компании. Однако для достижения этого эффекта компании
необходимо обладать не только отлично организованным и автоматизированным складом, но и отлаженными и автоматизированными процессами в смежных областях, таких как транспортировка товаров, планирование продаж, обработка заказов, планированиеи осуществление закупок.
У производственных компаний в этот процесс включаются также планирование производства, закупки сырья и выпуск готовой продукции. А значит, в поле зрения директора по логистике или директора по управлению цепочками поставок наряду с процессами складской логистики должны попасть процессы интеграции и оптимизации всех составляющих логистического процесса".
"Склад должен стать полноправным звеном цепочки поставок, тесно интегрированным со своими поставщиками и потребителями. Тогда он будет являться источником конкурентных преимуществ для своей компании", Максим Власов, директор по развитию компании AXELOT
Шумских отмечает, что конкурентные преимущества могут быть достигнуты в каждом звене цепочки поставок: в анализе и прогнозировании потребительского спроса, планировании продаж, пополнении складов или же своевременной поставке товара в точки продаж и дистрибьютору. "Обобщая, можно говорить о задаче выстраивания грамотного процесса планирования (Integrated Business and Operations Planning, IBOP). Здесь на помощь компаниям приходит множество решений - например, используемые нами для прогнозирования и планирования SAP APO, BPC. Небезынтересно решение, построенное на SAP HANA, и, хотя пока еще рано говорить о его масштабных внедрениях, тенденция к постоянному улучшению интеграции финансовых бизнес-процессов с процессами прогнозирования продаж, трейд-маркетинга и маркетинга, планирования закупок и продаж налицо. Как бы то ни было, очевидно, что
ИТ-решения сами по себе дополнительную ценность привнести не могут, требуется кропотливый анализ множества бизнес-процессов компании, их реинжиниринг и четкая интеграция",
- считает Шумских. Сейчас Ferrero идет именно в этом направлении, изучая опыт компаний, работающих на российском и зарубежных рынках, учитывая особенности как рынка, так и отдельных компаний. "Маршрут к рынку" (Route-To-Market, RTM) в развитых и развивающихся странах значительно различается, при этом в российском секторе FMCG для компаний, схожих с Ferrero, характерны большая доля дистрибьюторского бизнеса и относительно небольшая часть прямых поставок в точки продаж. "Такая особенность обусловлена не в последнюю очередь огромной территорией, на которой ведется бизнес, проникновением крупных сетей в регионы, ну и конечно же, типичными для России логистическими бедами", - поясняет Шумских.
Задачи, которые компаниям приходится сегодня решать, связаны с обеспечением качества данных по вторичным продажам, автоматизацией торговых представителей, полагают эксперты. Все более сильное влияние на успех компаний оказывают технологии взаимодействия с клиентами - CRM, портальные, мобильные. "Убежден, что успех кроется в эффективном решении именно этих задач. Технологий и приложений CRM/SFA на рынке достаточно много, и выбор продукта определяется тем, насколько он соответствует стратегии компании, адаптирован ли к российским реалиям, возможна ли его интеграция с другими системами, в частности с системами оптимизации маршрутов торговых представителей", - считает Шумских.
Развитие технологий
В качестве основных направлений развития WMS Ульянов выделяет усовершенствование как традиционного функционала, так и универсальных мобильных терминалов для сбора данных, возможность прогнозирования ближайших операций персонала.
Власов отмечает, что наряду с традиционными решениями (WMS, ТMS, технологии штрихкодирования и пр.)
заметную роль в оптимизации работы склада и прочих звеньев логистической цепочки могут сыграть такие продукты и технологии, как сервисная шина предприятия, RFID, веб-интерфейсы и системы управления НСИ.
"Сервис-ная шина предприятия осуществляет взаимодействие всех интегрируемых приложений в одном центре, объединяя существующие источники информации и обеспечивая централизованный обмен данными между разными информационными системами, входящими в блоки управления закупками, продажами, запасами, складом, перевозками и автотранспортом. RFID - технология автоматической радиочастотной идентификации - является действенным инструментом входного и выходного контроля на складе, способным значительно упростить процедуры приемки и отгрузки товаров. Эффективна она и при "управлении двором" (координации операций на складском дворе, например, процессов загрузки и разгрузки транспортных средств, Yard Management - Прим. ред.). Кроме того, использование технологии RFID значительно оптимизирует процесс транспортировки грузов, поскольку гарантирует контроль за их перемещением и сохранностью", - поясняет Максим Власов.
Третья технология, по его мнению, обеспечивающая преимущество - Web-интерфейсы клиентов 3PL-операторов, которые позволяют им получать информацию о товаре в режиме реального времени. И наконец, необходимы системы управления нормативно-справочной информацией (НСИ) - добавление новых информационных баз усложняет ведение справочников номенклатуры, контрагентов и т. д., а системы управления НСИ позволяют интегрировать нормативно-справочную информацию различных учетных и информационных систем, в том числе ERP и WMS.
Фото: world-logistics.net
Директор информационной службы