РЖД планирует организовать совместные предприятия с портами. По сути дела, речь идёт о создании совместных маневровых операторов. Они будут координировать подачу вагонов с подводом флота и наличием свободных складских мощностей на припортовых подъездных путях. Таким образом, решится нерешаемая проблема слаживания смежников - железнодорожников и портовиков. Как известно, до настоящего времени в простоях судов и вагонов они, чаще всего, обвиняют друг друга.
Видимо, в РЖД рассчитывают, что в таких интегрированных маневровых компаниях главенствовать будут железнодорожники. Правда, пока идея только прорабатывается. Первые маневровые СП могут появиться на Северо-Кавказском и Дальневосточном направлении.
А могут и не появиться. По крайней мере, на взгляд ИА "В окияне-море".
В качестве образца для подражания железнодорожники приводят свой опыт работы с портом Усть-Луга. А именно: ОАО "РЖД" принадлежит 50 процентов в маневровом операторе ОАО "Порт Усть-Луга транспортная компания" (ОАО "ПУЛ транс"), который был создан в 2007 году совместно с ОАО "Транспортно-логистический комплекс". По данным РЖД, благодаря "ПУЛ трансу", выгрузка на станции Лужская увеличилась почти вдвое за один год.
В августе 2014 года 25 процентов "ПУЛ транса" было выкуплено "Трансойлом" (крупнейшим частным оператором железнодорожного подвижного состава в сегменте перевозок нефти и нефтепродуктов), который доставляет в Усть-Лугу нефтепродукты и газовый конденсат.
Пример, однако, никуда не годный, полагает "В окияне-море". Когда в каких-нибудь кулуарах заходит речь о "блатном" порте Усть-Луга, и участники дискурса добираются до вопроса о конечных бенефициарах, разговор заканчивается понимающими улыбками: опыт Усть-Луги, вряд ли, удастся распространить на остальные порты.
Есть также чисто профессиональные сомнения по поводу возможности получить реальный эффект от создания семьи кошки и собаки. Участники транспортного процесса понимают, что
оперативность подачи грузов в порт зависит не только от обработки вагонов в порту, но и от правильной логистики на припортовых путях.
Если совместные предприятия железнодорожники хотят создать для того, чтобы больше и эффективнее трудиться, то это можно начинать делать прямо сейчас, без лишних реорганизационных хлопот.
Реальный внутренний мотив, который заставляет РЖД думать о совместных маневровых операторах, некоторые представители портового бизнеса видят в естественном желании сформировать новый денежный поток от услуг, которых раньше всероссийский монополист не оказывал.
Фото: rzd.ru