В последнее время правительство переходит на стимулирование экспорта и кредитование российских экспортеров в рублях. При этом определяющим для России будет азиатско-тихоокеанское направление. О том, как государству поддержать несырьевой экспорт, говорилось на конференции, приуроченной к трехлетию Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.
По словам министра финансов Антона Силуанова, нынешняя ситуация заставляет правительство стимулировать экспорт и кредитование российских экспортеров в рублях. "Рублевый ресурс сейчас гораздо более доступный, и рублевое фондирование мы будем все больше задействовать", - сказал Антон Силуанов. Глава минфина также заверил, что в бюджете на следующий год, несмотря на все трудности, заложены средства на поддержку экспортерам несырьевых товаров. Но "не в таких объемах, как хотелось первоначально", - добавил он.
В ближайшие годы ежегодный рост несырьевого экспорта будет на уровне не менее 6 процентов, пообещал министр экономического развития Алексей Улюкаев. И объяснил: только так можно сохранить и даже немного увеличить долю России в мировом экспорте, потому что его темпы роста будут на уровне свыше 5 процентов.
При этом определяющим для России будет азиатско-тихоокеанское направление.
По итогам прошлого года на страны Азиатско-Тихоокеанского региона приходилось 23 процента товарооборота российской внешней торговли, в долгосрочной перспективе будет свыше 40 процентов.
Это не последствия санкций, подчеркнул Улюкаев, а лишь исправление сложившегося дисбаланса.
Сворачивать торговлю с Европой Россия не собирается, но фактически Старый Свет, что называется, не в тренде. Достаточно посмотреть, как идет развитие системы торговых представительств и с кем Россия ведет переговоры о взаимной отмене таможенных барьеров.
География торгпредств существенно расширится, рассказал замминистра экономического развития Алексей Лихачев. Этот процесс уже начался, открыты два торгпредства - на Кубе и в ЮАР. "Их мы рассматриваем как некие региональные подразделения, которые будут представлять интересы российского бизнеса не только в этих, но и в сопредельных странах. Фактически завершается процесс создания торгпредства в Сингапуре, на завершающей стадии переговоры, потому что мы обязаны учитывать мнение принимающей стороны, по открытию торгпредств в Венесуэле, Монголии, Объединенных Арабских Эмиратах, Мьянме, в ряде стран Африки".
Решения о создании новых представительств в этих странах приняты исключительно по пожеланиям российских компаний. "Мы действуем в жестких бюджетных ограничениях, вся эта работа будет проведена исключительно за счет ресурсов Минэкономразвития", - сказал Алексей Лихачев.
Меняется и стиль работы торговых представительств. Их сейчас оценивают по коммерческим успехам компаний, которым они помогли выйти на экспортный рынок. По словам Алексея Лихачева, новый подход встретил понимание не у всех торговых представителей.
Сейчас более тридцати государств хотели бы создать зону свободной торговли с Евразийским экономическим союзом,
рассказал министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев. Точно создадут такую зону с Вьетнамом.
В правительстве рассматривают его как форпост для нашего бизнеса в этом регионе. Соглашение с ним будет охватывать не только торговлю товарами, но и инвестиции, и сферу услуг. Наши компании, рассчитывает Алексей Лихачев, создадут там сборочные производства, а с учетом того, что у Вьетнама соглашения о зонах свободной торговли с огромным количеством стран Юго-Восточной Азии, продукция таких предприятий окажется и на их рынках. Прорабатывается создание зон свободной торговли с Израилем, Индией, решено возобновить переговоры о беспошлинной торговле с Египтом.
Через несколько лет 60, а то и 80 процентов всей мировой торговли будет вестись в рамках зон свободной торговли,
предсказывает Слепнев. Одного членства в ВТО для конкуренции будет уже недостаточно, и России в борьбе за свою долю в мировом экспорте просто придется отменять таможенные барьеры для некоторых стран. И наш экспорт уже почти перестал быть преимущественно сырьевым. Стоимостные объемы сырьевого и несырьевого экспорта практически сравнялись по итогам восьми месяцев этого года, подчеркнул Лихачев. "Разница буквально в 2 миллиарда долларов - 170 миллиардов экспорт несырьевой и 172 миллиарда - в чистом виде сырье".
Фото: news.rambler.ru