← Автосервис, запчасти, шины

В чём преимущество дополнительных фар?

Еще недавно автомобили, увешанные дополнительными фарами, были отличительной чертой скандинавской техники. В последнее время к этому способу улучшения своих автомобилей стали прибегать и остальные перевозчики. Что нужно знать перед тем, как вооружать свои машины более мощными световыми "пушками"? Какую пользу они принесут, и какие дополнительные проблемы появятся у перевозчиков?

"Глазные болезни" не проходят
Эксперты по безопасности дорожного движения утверждают, что примерно 90 проц. всех ДТП связано со зрением водителей и условиями видимости на дороге. Иногда принять решение, адекватное сложившейся ситуации, водитель не способен только потому, что даже не подозревает о об опасностях, подстерегающих его в тени темных обочин. Не менее важно то, что возместить это серьезное обстоятельство не может даже солидный профессиональный опыт водителя. По данным компании "3M", потребность водителей в хорошем освещении и хорошем зрении удваивается каждые 13 лет. Иначе говоря, 60-летний водитель должен "украсить" свою машину 8 фарами.
Ситуация усугубляется тем, что
фары - система, обделенная вниманием обслуживающего технического персонала.
По данным "Transeksta" (ассоциации предприятий технического осмотра), почти 19 проц. всех снующих по дорогам Литвы грузовых автомобилей страдает от различных "глазных болезней". Создается впечатление, что водители считают эти проблемы незначительными и не обращают внимания на правильную регулировку и укрепление фар, их чистоту, состояние отражателей и светорассеивателей.  К сожалению, это не мелочи. Водитель, едущий в ночное время, видит ровно столько, сколько пространства темноты охватывают фары его автомобиля - до 100 м, когда используются фары ближнего света, и до 200 м, когда используются фары дальнего света. Но в большинстве случаев этого недостаточно, чтобы можно было избежать столкновений и серьёзных дорожно-транспортных происшествий. Ночью глаза воспринимают контраст не так четко, как днем - вот почему так трудно заметить движущихся по обочинам пешеходов и велосипедистов. Если они, к тому же, не используют отражатели или другие источники освещения, вероятность попасть в ДПТ (в сравнении со светлым временем суток) возрастает в 8 раз.
Решение - дополнительные фары
Способов решения этой проблемы не так уж много. Чтобы осветить дорогу как следует, в фарах нужно постоянно проверять и, если потребуется, регулировать поток светоизлучения. В тех случаях, когда специфика работы связана с частыми поездками в ночное время, нужно позаботиться о дополнительных источниках света. Несмотря на то, что стандартные фары, установленные в грузовых автомобилях нового поколения, достаточно эффективны, те, кто в борьбе со тьмой использовал дополнительный арсенал средств, утверждают, что видели всё происходящее на дороге будто бы иными глазами. На фоне дополнительных шести фар (столько фар может быть установлено на грузовом автомобиле), две заводские фары выглядят словно свечки на праздничном торте.
Опытные водители утверждают, что хорошее освещение дороги позволяет не только чувствовать себя комфортно и ехать в темное время суток на более высокой скорости, но и снижает риск столкновения с дикими животными. Не зря в Швеции, Финляндии или Норвегии дополнительные фары устанавливаются почти на всех транспортных средствах - в этих странах водители работают в условиях полярной ночи не менее полугода. Инвестиции в дополнительные фары окупаются в тех регионах, где движение не очень интенсивное - водители могут не беспокоиться о том, что ослепят встречные машины.
В Литве - штиль
Томас Бучинскас, руководитель представительства "Bosch Automotive" в Литве, на вопрос о спросе дополнительных фар в нашей стране ответил, что спрос довольно символический.
"Транспортники не считают дополнительные фары предметом первой необходимости, поэтому запросы, а тем более заказы, можно пересчитать на пальцах одной руки. Скорее всего, их удовлетворяет качество стандартных фар. С другой стороны, регламент использования таких фар очень сложный, у транспортников он вызывает опасения, что попытки узаконить такие фары станут очередными пустыми хлопотами", - говорит представитель "Bosch Automotive".
Робертас Аукшчюнас, руководитель компании "Ronika ir Ko" (это предприятие представляет продукцию компаний "Lazer" и "Hella"), также согласился с тем, что до сих пор основными клиентами его фирмы были фермеры, охотники и спортсмены, участвующие в ралли.
"Несомненно, в наших широтах нет таких сильных стимулов вкладывать средства в дополнительные фары, как в Скандинавии. Тем не менее те, кто испытал их в работе, говорят об огромном отличии от стандартных фар. Скептицизм испаряется прямо на глазах. Благодаря LED технологии новые фары вдвое эффективнее обыкновенных. Их не трудно установить, они не требуют никакого исключительного обслуживания, кроме того, они потребляют значительно меньше энергии", - говорит Р. Аукшчюнас.
В настоящее время в мастерских "Ronika ir Ko" заканчивается выполнение самого крупного в истории компании заказа - дополнительные фары устанавливаются на десять "DAF" и "Mercedes Benz". Все грузовые автомобили принадлежат одному литовскому предприятию, которое на этих машинах отправляет свою продукцию в Европу.
"Талмуд" требований
Почему к приобретению дополнительных фар транспортники относятся с недоверием, выясняется, когда вникаем в условия их приобретения и установки. Крепления фар, предназначенные для установки фар на крышу конкретного грузового автомобиля, облегчат ваш кошелёк примерно на 319 - 609 евро. Крепления, выполняющие аналогичную функцию, но предназначенные для фар над буфером, стоят примерно 362 - 971 евро.
Фара самых скромных характеристик от "Hella" стоит примерно 174 евро, фара типа "xenon" - примерно 374 евро, а фара "Hell Luminator LED" - примерно 580 евро. Английский прибор "Lazer ST-16" стоит  примерно 782 евро.
Суммы на самом деле впечатляющие.
Другой немаловажный момент - требования ЕС к приборам освещения и световой сигнализации автомобилей. Истины, прописанные в этом документе, занимают 107 страниц. Человека, не знакомого с бюрократической лексикой, уже с первых страниц охватывает паника - чтобы правильно понять все фразы и названия, ему не миновать повторения полного курса физики.
Рамунас Велавичюс, руководитель ассоциации "Transeksta", приводя свой комментарий о регламенте использования дополнительных фар, заверил, что правила не так страшны, как могут показаться на первый взгляд: на грузовых автомобилях может быть установлено не более шести дополнительных фар, а общий поток светоизлучения, который они производят, не может превышать 430 тыс. кандел. Под "одной фарой" подразумевается прибор, в котором источники света удалены друг от друга не более чем на 15 мм.
В регламенте указано, что приборы освещения и световой сигнализации должны быть установлены так, чтобы в обычных условиях эксплуатации - несмотря на возможную вибрацию - сохранили все требуемые характеристики, указанные в регламенте. Транспортное средство также должно соответствовать требованиям регламента.
Фото: cargonews.lt
Cargonews