О перераспределении долей в уставном капитале "Камаз" сообщил в раскрываемых документах 7 ноября. Из сообщения компании следует, что один из ее действующих акционеров - немецкий автоконцерн Daimler - увеличил долю в "Камазе" с 11 до 15%, докупив порядка 29 млн голосующих акций. Компания-продавец в сообщении не названа. По данным "Интерфакса", Daimler прибрел долю у Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
"Коммерсантъ" со ссылкой на свои источники сообщил, что за свою долю банк получил около $100 млн - примерно ту же сумму, за которую покупал акции.
Связаться с представителем "Камаза" не удалось.
Отчуждение акций в пользу немецкого концерна произошло по опциону 2010 года. Сделка по выкупу доли совершена в соответствии с договоренностями, достигнутыми между банком и Daimler на момент приобретения доли в "Камазе" в июне 2010 года, уточнил агентству представитель ЕБРР.
"В конце прошлого года мы приняли решение не увеличивать долю в "Камазе". Совместно с ЕБРР мы управляли пакетом в 15% компании, и, согласно нашим договоренностям, мы всегда планировали получить пакет ЕБРР в свое прямое владение", - сказал "Интерфаксу" представитель Daimler.
Крупнейшим на сегодняшний день акционером "Камаза" является государство в лице корпорации "Ростех" Сергея Чемезова, которая контролирует 49,9% татарстанского автоконцерна. Еще 20,8% "Камаза" владеет кипрская Avtoinvest Limited. Она держит акции в пользу бывших владельцев компании "Тройка-диалог". На начало октября у концерна было несколько миноритарных акционеров-физлиц, в числекоторых гендиректор "Камаза" Сергей Когогин (0,0028%). Ранее сам Когогин говорил агентству Reuters, что ему принадлежат 5% акций предприятия.
Взамен долгов
ЕБРР числился в списке акционеров "Камаза" с 2001 года. Доля в капитале досталась банку по долгам автоконцерна. В 1995 году "Камаз" под залог всего движимого имущества получил от европейского банка трехлетний кредит на $141 млн. Деньги занимались на новый цех дизельных двигателей - прежний сгорел в 1993 году. Вернуть заем в срок "Камазу" не удалось, тогда ЕБРР подал против него иск в лондонский арбитражный суд. Позже, в 2000 году, стороны подписали договор о реструктуризации: "Камаз" до 2012 года должен был вернуть ЕБРР $70,5 млн, а другая половина суммы была погашена акциями.
По словам старшего аналитика Rostargetplus Анатолия Ламбоцкого,
в последнее время участие в "Камазе" приносило Daimler убытки, которые, по его оценке, с начала года превысили 900 тысяч евро.
В прошлом году "Камаз" вдвое сократил чистую прибыль по РСБУ, она составила 2 млрд рублей. Выручка снизилась на 3,2%, до 107,2 млрд. Падение продолжилось и в 2014 году. По итогам девяти месяцев выручка компании по российским стандартам снизилась на 39,9%, до 70,2 млрд рублей. За первые два квартала "Камаз" впервые за последние годы показал убыток по МСФО в 1,5 млрд рублей.
Ранее руководитель департамента компании по связям с общественностью Олег Афанасьев связывал ухудшение результатов с падением рынка грузовых автомобилей. Одновременно Афанасьев отмечал: продажи тяжелых грузовиков в России сократились на 25%, но "Камазу" удалось зафиксировать падение на уровне 11%.
Несколько лет подряд "Камаз" теряет капитализацию, говорит Ламбоцкий. Сейчас средняя цена одной акции на Московской бирже - менее 30 рублей, тогда как несколько лет назад переходила отметку в 70 рублей. В прошлую пятницу капитализация "Камаза" выросла на 5%, передало агентство "Финам" комментарий аналитиков Промсвязьбанка.
По мнению Ламбоцкого, нынешняя сделка вряд ли в дальнейшем отразится на поведении компании на бирже. Во-первых, объясняет он, Daimler ранее заявляла, что не собирается наращивать долю в "Камазе". Во-вторых, стоимость компании не будет расти на фоне плохой ситуации на рынке и отсутствия перспектив ее корректировки, рассуждает он. Причем, говорит Ламбоцкий, речь идет не только об автомобильном рынке, а о перспективах российской экономики в целом на ближайший период.
Фото: kamaz.ru