Глава "Росавтодора" подтвердил, что система взимания платы в счет возмещения вреда федеральным трассам грузовиками массой свыше 12 т. должна заработать в конце 2015 года. Газета "Известия" и портал "Квадрат" постарались выяснить, как относятся к нововведению автоперевозчики. Как пишут "Известия", при разработке проекта учитывалось мнение перевозчиков и, "как ни странно, не все представители бизнеса относятся к этой идее отрицательно". А портал "Квадрат" предоставил слово тому самому перевозчику, который видит больше минусов, чем плюсов, в "новом налоге".
По статистике, пишут "Известия" проезд одного грузовика весом более 12 т наносит дороге ущерб, сопоставимый с проездом 60 тыс. легковушек. "Именно на такие грузовики приходится 56% от общего размера вреда федеральным дорогам, - говорит заместитель руководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов. - Их доля в транспортном потоке составляет порядка 17% - то есть около 1,5 миллиона машин, причем это количество ежегодно увеличивается".
Справедливо, что платить за ремонт дорог должны те, кто больше всего их разрушает, зарабатывая на перевозках. В основе системы будет заложен принцип, который уже несколько десятков лет успешно действует в зарубежных странах - в Германии, Австрии, Чехии, Швейцарии.
Предварительный тариф уже известен - 3,73 рубляза километр. При его расчете подсчитали общий годовой размер ущерба дорогам от 12-тонников и получили цифру - 180 млрд рублей. Из нее вычли суммы акцизов и транспортного налога, а потом определили годовой совокупный пробег данных транспортных средств. Затем поделили размер вреда на годовой пробег и вывели тариф. Эти деньги будут направляться в Федеральный дорожный фонд, из которого финансируются ремонт и содержание дорог.
Естественно, при разработке проекта учитывалось мнение самих перевозчиков. "Внедрению подобных инициатив в обязательном порядке предшествует экономическая оценка Минэкономразвития с привлечением экспертного сообщества, - рассказывает начальник ФКУ "Дороги России" Иван Григорович.
- К обсуждению этого проекта мы приглашали крупнейшие компании-производители (КамАЗ) и перевозчиков (Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков, Российский автотранспортный союз)".
Как ни странно, но не все представители бизнеса отнеслись к этой идее отрицательно. "Мы воспринимаем введение платных дорог как прогрессивную и положительную меру, - сообщил директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Андрей Попов. - Все логично: перевозчик платит за проезд, за свой груз и вес, а взамен получает качественные дороги, построенные по международным стандартам. На наш взгляд, именно плата за проезд позволит решить одну из давних российских проблем - качество дорог".
Сегодня многие компании входят в качестве инвесторов в инфраструктурные проекты, особенно активно они реализуются в столичном регионе. Причина проста - дефицит дорог и спрос на капвложения.
"Где-то ведь деньги на дороги надо брать. Перевозчики готовы заплатить, но они должны понимать, что эти средства пойдут именно на улучшение транспортной инфраструктуры, которой они сами пользуются", - комментирует член Общественной палаты РФ, председатель совета директоров ГК "РУСКОМПОЗИТ" Сергей Фахретдинов.
Новая технология взимания платы полностью автоматизирована: в ней не участвуют люди и наличные деньги, а следовательно, отсутствуют и возможности для коррупционных схем или "откатов". "Никаких пропусков никто не выдает, система носит открытый характер, и в ней нет персонала, который мог бы создавать кому-то "особые условия" и освобождать от взимания платы", - подчеркивает Дмитрий Прончатов.
После того как оператор системы вносит грузовик в базу и выдает бортовое устройство, его хозяин открывает счет и периодически пополняет его.
Устройство с помощью ГЛОНАСС/GPS определяет координаты автомобиля и фиксирует его номера, а координаты передаются в Центр обработки данных, где и определяется размер оплаты.
Списание средств со счета владельца происходит раз в сутки.
Кстати, иностранные перевозчики будут оплачивать проезд на тех же условиях. Как отмечают транспортники, такой современной системы оплаты нет ни в одной стране мира.
Для нарушителей правил предусмотрены совсем не маленькие штрафы: от 5 тыс. до 450 тыс. рублей.
Инициатива дорожников вызывает много споров: на форумах некоторые автомобилисты сомневаются, что взимание дополнительной платы с "массивных" грузовиков изменит качество федеральных дорог, а вот на стоимости продовольствия, которое они перевозят, может отразиться.
Но эксперты успокаивают на этот счет:
"12-тонники не принято использовать для перевозки предметов первой необходимости. Доля товаров, перевозимых такими машинами, минимальна - только 3,8% от общего количества грузоперевозок".
Кроме того, основная транспортировка продовольственных товаров идет по дорогам регионального значения и приходится на менее габаритный транспорт. "Поэтому конечный потребитель на практике не должен ощутить на себе значимые негативные последствия, - уверен Иван Григорович. - Хотя незначительные колебания цены все же возможны, но будут минимальными: по предварительным расчетам, не более 0,3%, и только в первый год с момента ее введения".
Не должно сильно отразиться введение системы "пользователь платит" и на экономике автоперевозчиков, а в отдаленной перспективе даже принесет ей пользу, ведь дорожная отрасль получит дополнительное финансирование, а значит, улучшиться качество трасс и инфраструктуры и компании смогут экономить на издержках, связанных с перевозкой. "Переход к этой системе позволяет уйти от таких социально несправедливых схем, как увеличение транспортного налога без дифференцированного подхода к водителям", - считает начальник Управления правового обеспечения и проектов государственно-частного партнерства Росавтодора Елена Семенова.
Надо отметить, что нововведение не коснется социально значимых видов перевозок - от оплаты будет освобожден общественный транспорт, а также спецтранспорт - пожарные, полиция, скорая помощь, МЧС.
И, конечно,
разработчики очень рассчитывают на то, что средства, полученные от внедрения этой системы, позволят привести федеральные трассы в надлежащее состояние, и даже называют сроки - приведение всех федеральных дорог к нормативам до 2019 года.
"Многолетнее недофинансирование работ по содержанию, ремонту и строительству дорог затрудняет внедрение инноваций в этой отрасли, - убежден Сергей Фахретдинов. - Меры, которые предпринимаются сегодня, - создание дорожных фондов и введение платы - уже через четыре года помогут привести федеральные трассы в нормальное состояние".
Пока система будет действовать только на 50 тыс. километров федеральных трасс, но в дальнейшем может использоваться и на региональных дорогах. Технически это возможно, и субъекты уже проявили интерес к этой системе. Однако для предметного рассмотрения такой перспективы потребуется корректировка действующего законодательства РФ, заключают "Известия".
Однако, некоторые эксперты все же выражают определённые опасение насчёт целесообразности внедрения новой системы. С одним из них побеседовал портал "Квадрат".
"Введение сбора за проезд по федеральным трассам для грузовиков весом свыше 12 тонн, на мой взгляд, значительно повлияет на отрасль грузоперевозок, так как в последнее время правительство вносит множество изменений в работу перевозчиков. Например, к ним относится установка тахографов или приобретение грузовиков экокласса не ниже Евро-5", - заявил порталу "Квадрат" первый вице-президент ГК "АвтоСпецЦентр" Алексей Тузов. По его словам, такие нововведения достаточно затратны для и без того низкорентабельного бизнеса грузоперевозок. Поэтому нельзя исключить, что
после внедрения такого налога многие небольшие компании начнут продавать свой бизнес более крупным игрокам рынка, или будут вынуждены ездить по муниципальным и региональным шоссе в объезд трасс федерального значения, что увеличит сроки и, соответственно, стоимость доставки грузов.
Повлечёт введение налога на "тяжёлые" колеса и рост оплаты проезда. И, скорее, всего, последствия нововведения отразятся и на рядовых потребителях в виде повышения цен на грузоперевозки за счет того, что сбор будет входить в стоимость заказа, что приведет к подорожанию самой продукции.
До сих пор непонятно, какая именно структура будет контролировать выполнение нового постановления. В связи с этим эксперт не исключил, что многие перевозчики могут ездить и без оборудования системой слежения, что впоследствии вызовет повышение уровня коррупции на дорогах.
"На мой взгляд, прежде чем вводить сборы за проезд по федеральным трассам для грузовиков свыше 12 тонн, необходимо хотя бы сначала обновить асфальтовое покрытие на этих дорогах", - высказывает пожелание правительству Алексей Тузов.
Инфографика: Василиса Дорошина
Фото: АвтоТрансИнфо