← Дороги, инфраструктура

Какие федеральные трассы зимой особенно опасны?

В какой степени готовности встретили нынешнюю зиму отечественные дороги? Какие выводы сделаны в связи с прошлогодними проблемами? Какие новые технологии применяются для зимнего обслуживания дорог? Ответы на эти вопросы портал "Строительство.ру" получил из первых уст - непосредственно от руководителя Федерального дорожного агентства Росавтодор Минтранса РФ Романа Старовойта.

В какой степени готовности встретили нынешнюю зиму отечественные дороги? Какие выводы сделаны в связи с прошлогодними проблемами? Какие новые технологии применяются для зимнего обслуживания дорог? Ответы на эти вопросы портал "Строительство.ру" получил из первых уст - непосредственно от руководителя Федерального дорожного агентства Росавтодор Минтранса РФ Романа Старовойта.
Строительный сезон у дорожников заканчивается в конце октября, и они переходят к зимнему содержанию и эксплуатации федеральных трасс. Но это отнюдь не означает, что подготовка к зимнему периоду начинается в октябре.
Поговорка "Готовь сани летом:" по-прежнему весьма актуальна. Еще в июне Росавтодор разработал перечень мероприятий по подготовке к зимнему сезону на всей территории Российской Федерации. После подписания этот план мероприятий был доведен до всех 35 казенных учреждений управления дорог федерального значения.
Согласно данному плану, вся страна разделена на две зоны в зависимости от климатических условий. Северная зона должна быть готова к зимнему содержанию федеральных трасс к 1 октября, южная - к 1 ноября. Причем, как отметил Роман Старовойт, в этом году дорожникам удалось уложиться в отведенные сроки, и уже к 17 октября вся подведомственная Росавтодору дорожная сеть страны была готова к зимнему содержанию.
Чтобы встретить возможные зимние трудности во всеоружии, уже к 1 октября дорожники подготовили 2 млн куб. м песка, 750 тыс. т различных реагентов, 3,5 млн т пескосоляной смеси. На уборку автотрасс готовы выйти 9319 единиц различной дорожной техники: 3710 комбинированных дорожных машин, 1358 автогрейдеров, 448 роторных снегоочистителей, 1468 тракторов со снегоочистительным оборудованием, 118 прицепных грейдеров, 607 бульдозеров, 1592 экскаватора и погрузчика. Этого количества, по мнению руководителя агентства, с запасом достаточно для содержания и эксплуатации автомобильных дорог федерального значения, находящихся в подчинении у Росавтодора.
Под снегопад - в шортах и шлепанцах
Помимо подготовки материалов и техники, оперативно налажена работа с синоптиками. Росавтодор получает сводки погоды заранее - за неделю, за сутки. А далее через все имеющиеся ресурсы - через собственный сайт и основные социальные сети, где представлено дорожное ведомство, - последнее старается предупредить водителей о тех или иных ожидаемых неблагоприятных погодных условиях. К сожалению, водители эти предупреждения слышат далеко не всегда.
На встрече с журналистами Роман Старовойт привел такой факт. В октябре он проводил совещание в Пермском крае, и как раз за ночь перед этим на край обрушился обильный снегопад. Благодаря налаженной связи с синоптиками в Росавтодоре о нем знали заранее, поэтому вся техника уже была выставлена на трассы.
- Учитывая сложный рельеф трассы Пермь - Екатеринбург, я лично выехал на дорогу, - рассказал Роман Владимирович. - И там своими глазами видел водителя грузовой фуры, сидевшего за рулем: в шортах и летних шлепанцах. Понятно, что в таком виде он даже не мог выйти из кабины тягача, который тем временем скатился с горы и сложился гармошкой, перекрыв дорогу остальным машинам.
Рассказав эту историю, глава Росавтодора еще раз напомнил всем водителям, что
дорога - объект с двухсторонним движением. И если дорожники тщательно готовятся к зимним условиям и зимнему содержанию, то также должны поступать и водители, чья обязанность - своевременно подготовить к зиме свое автотранспортное средство.
Вот тогда, по словам Романа Старовойта, всем участникам движения будет безопасно и удобно на дорогах, и не только федеральных.
Особое внимание - проблемным дорогам
В России, как правило, одни и те же дороги каждый год попадают в неблагоприятные условия, что зависит главным образом от расположения трассы в той или иной климатической зоне или местности со сложным рельефом. Поэтому в зимний период нередко вводятся ограничения движения для большегрузных автомобилей по целому ряду дорог.
В качестве примера можно назвать федеральную автодорогу А-164 Алагир - Нижний Зарамаг, которая идет до границы Российской Федерации с Республикой Южная Осетия. Неблагоприятные условия на этой части "Транскама" далеко не редкость. Впрочем, водители, перевозящие грузы через местные перевалы, как правило, делают это постоянно и, будучи людьми опытными, заранее готовятся к всевозможным осложнениям на данном непростом маршруте. А дорожники совместно с сотрудниками ГИБДД часто дежурят на трассе и организуют посты помощи, где водители могут отогреться и поесть горячей пищи.
Еще одна сложная дорога находится на самом севере Красноярского края, на подъезде к аэропорту города Дудинка. Она является федеральной трассой, хотя и небольшой по расстоянию. Из-за тяжелых погодных условий там тоже часто бывает весьма непростая дорожная обстановка.
Проблемной является и трасса Волгоград - Каменск-Шахтинский, на границе с Украиной. И хотя там степи и снега выпадает, в общем-то, немного, постоянные ветры выносят его на трассу, из-за чего нередки снежные заносы дорожного полотна. Поэтому 26 ноября дорожники совместно с сотрудниками МЧС и ГИБДД провели здесь учения, в ходе которых была проверена степень готовности различных служб к возможным погодным катаклизмам на этой трассе. Кроме того, для "большегрузов" тщательно проработаны маршруты объезда Волгограда и организованы стоянки с минимальным риском снежных заносов.
Помимо упомянутых дорог, сложной можно назвать трассу Астрахань - Элиста - Ставрополь, где также часто бывают снежные заносы. А еще - трассу Р-217 "Кавказ", южноуральский участок трассы М-5 "Урал", южный отрезок трассы "Байкал". Эти дороги чаще всего упоминаются в связи с тяжелыми погодными условиями, поэтому в Росавтодоре им уделено особое внимание. А вообще в такой стране, как наша, в любой ее точке и на любой автодороге в силу разных причин может возникнуть сложная ситуация. Главное - предвидеть эти сложности и быть к ним готовым.
Нет годовым контрактам!
Важное новшество произошло и в договорном процессе. В целях повышения эффективности зимнего содержания трасс Росавтодор изменил правила работы с подрядными организациями. Договоры о зимнем содержании дорог с подрядчиками с годовым сроком действия ведомство больше не заключает. Практика показала, что за столь короткий срок подрядчики не всегда успевали разобраться в особенностях трассы, что отражалось на качестве ее содержания. А бывало, что и подрядчик менялся в самое неподходящее время - чуть ли не в новогоднюю ночь.
Но теперь такой практике положен конец. Отныне договоры на обслуживание заключаются на срок не менее пяти лет, а смена подрядчика происходит исключительно летом, когда дорогу не нужно очищать от снега и льда. Пятилетний срок действия договора позволит любой подрядной организации иметь четкое представление о данной дороге и ее особенностях.
Кроме того, имея на руках такой серьезный документ, как пятилетний контракт, подрядчик всегда найдет время, чтобы составить нормальный финансовый план с использованием инструментов лизинга. Это позволит ему приобрести современную дорожную технику для должного содержания вверенной трассы.
Фото: veved.ru
Строительство.RU